начало | содержание
 
    http://www.aikiclub.ru/
bushido.html  

 
Работая, отдыхая , любя и сражаясь мы все время надеваем разные маски.Но Кто же там за ней Настоящий? (32188 bytes)

 


О Бусидо и нашей Жизни.
13.04.99
МОСКВА

Я готовился вывешивать новый вариант страницы. История Японии
заняла много времени на реализацию и еще не закончена, а
вывешиваться в обновлении пустому не хотелось. Кроме того,
ежедневные тренировки с исследованием разных вопросов натолкнули
на мысль о статье про Силу, а тут еще разгорается дискуссия в нашей
микро - почтовой сети моих учеников и хороших друзей про разные
вопросы. И мне показалось , что проблемы эти выходят за рамки
Клубных интересов и я предлагаю их всем.



Новичковая группа , образованная с сентября месяца, вся имеет свои
адреса электронной почты. Т.е. мы и вне зала имеем возможность
обмениваться горячими мыслями и делаем это. И тут в обсуждение
вбрасывается крик Души одного моего ученика , не из новичков.
Фамилии я, естественно уберу. Он пытается решить для себя
важнейшие вопросы и никак не может прийти к Решению,и это очень
естественно. Но вот его письмо и реакция на него.


И так , вбрасывается ПРОБЛЕМА.

«Вячеслав Александрович, здравствуйте!
Я помню, Вы на тренировке сказали, что
можно всякие "бредовые" мысли вываливать...
Тут с друзьями вина попил, извините за подробности,
и у нас завязалась интересная дискуссия.
В итоге выкристаллизовались ряд вопросов,
которые каждый считает "важными"...
У меня родилась такая идея , не отправить ли мне их Вам..
можно предложить ответить на них всем желающим.
Вот они:
-что мне нравится в жизни?
-что я хочу от жизни?
-убегаю ли я от себя, и как часто?
-почему я убегаю от себя?
-знаю ли я себя?
-кто я?
-что , на мой взгляд, очень важно в жизни?
-что такое человек?
-человек ли я?
-живу ли я?
-что такое здесь и сейчас?
-что я делаю сейчас, в сию минуту и достойно ли это?
-хочу ли я изменить свою жизнь?
-что мешает мне это сделать?
-реально ли мне это сделать?
-что такое творчество? только честно?
-что такое работа?
-что такое любовь?
-что такое время?
-к чему (к кому) прислушиваться?
-нужно ли слушать других?
-что значит прислушиваться к себе?
-к сердцу.......это как?
-к чувствам............(или это одно и тоже)......это как?
-к разуму ...это как?
-где брать силы?
-где брать силы?
-где брать силы?
-где брать силы?
-что есть истина?
-одинок ли я?
-задаю ли я себе эти вопросы?
-нужно ли задавать эти вопросы?
-почему я боюсь отвечать на эти вопросы?
-искренен ли я, когда отвечаю на эти вопросы?
-когда я последний раз задавал себе эти вопросы?
-какие я считаю вопросы ВАЖНЫ?
-я считаю , что вопросов задавать себе не надо?
-нужно не болтать а делать...что делать?
-что есть удовольствие?
-наверно нужно делать, что не можешь не делать?
....
....
скорей всего Вы посчитаете всё это бред и выбросите это
письмо в корзину... и правильно. но если вы уделите ему внимание, то не говорите никому , что это я задаю -может у кого то свои есть ВАЖНЫЕ вопросы на которые он пытается ответить.
С уважением, Д.»




Тут же идет
первая глубокая и серьезная реакция от наших друзей.

«Добрый день Вячеслав Александрович.
Довольно часто задаваемые вопросы. Думаю, что они возникают, когда
человек пытается определиться в жизни. Особенно в нашей неустроенности, людей мотает из стороны в сторону, большинство обладают врожденной порядочностью, а жизнь постоянно заставляет искать компромиссы со своей совестью.
Предлагаю на происходящее смотреть через призму кодекса Буси-до,
думаю некоторым это поможет обрести внутренний стержень поскольку кодекс отвечает требованиям общечеловеческой морали.(Это ни в коем разе не поучения, просто мысле –чувства)
В целом кодекс Буши-до сводится к пяти ключевым установкам,
повторяющим и поясняющим основные догмы конфуцианской морали:

1. Верность
Это понятие включает три важнейших положения:
Верность государю и любовь к отечеству. Верноподданный должен
гореть искренним чувством почитания государя и чувством патриотизма, не иметь частных интересов.
Любовь к родителям и привязанность к братьям. Следует почитать своих предков, любить родственников и детей.
Усердие. Следует быть усердным и прилежным, иметь чувство
ответственности.

2. Вежливость
Также включает три положения:
Уважение и любовь. Следует уважать и почитать вышестоящих , служить им с искренностью и быть дружным с собратьями по оружию.
Скромность. Не следует кичиться своими заслугами и хвастаться своими способностями.
Утонченность. Следует быть любезным и элегантным, любить книги и
изящные искусства, быть великодушным, уметь чутко относиться к
чужим чувствам.

3. Мужество
Включает четыре положения:
Храбрость. Следует быть храбрым в исполнении долга и смелым в
опасности, уметь действовать в трудной обстановке.
Твердость и хладнокровие. Следует быть отважным и невозмутимым,
никогда не поддаваясь страху.
Терпеливость и выносливость. Следует побеждать свои чувства,
пренебрегать своими интересами, быть терпеливым в нужде и
лишениях, быть стойким и выносливым, стараться достигнуть цели,
преодолевая все затруднения.
Находчивость. Следует быть сообразительным, проявлять смекалку,
обладать предприимчивостью и инициативой в любых трудных случаях, уметь верно рассчитать момент для действия.

4. Правдивость
Включает три положения:
Прямота и искренность. Следует выполнять обещания, быть верным
слову, ненавидеть хитрость и раболепство, твердо следовать своим
убеждениям.
Честь. Следует всегда дорожить своей честью и авторитетом.
Справедливость. Следует всегда уметь отличать личное от общего,
понимать, что соответствует принципам нравственности.

5. Простота
Включает два положения:
Простота. Не подобает гнаться за роскошью, следует избегать
бесполезных трат.
Скромность и чистота. Не подобает гнаться за дутой славой. Следует во
всем соблюдать простоту и умеренность, не быть тщеславным.
С уважением , Вл.»

Абсолютно нечего комментировать . Все верно и ясно, правда с
разумным подходом. Конфуцианство родилось в Китае и для Китая того
времени.



Дальше идет
первая быстрая реакция из новичков, стремительно
развивающаяся мама, пришедшая в Айкидо ради сына, но ставшая сама
одним из лидеров новичковой группы. Очень сильный, самосто- -ятельный  и упрямый характер, мучающийся, по моему мнению, тем что вынуждена решать слишком много не ее проблем. Женщина есть
женщина.

«Ну так здорово!!!! Прямо жить хочется! Надо Сыну показать.

А ведь как здорово, что есть такой канал общения. Другой клубной жизни у  нас нет. Только не весь народ, к сожалению, имеет доступ и получается в   курсе дела.

Н.»



Далее следует
весьма зрелая реакция, весьма уважаемого мною
чрезвычайно опытного человека искреннего и думающего.

«Добрый день, Вячеслав Александрович!

Много лет назад я и С.Б.( очень конкретный человек и боец, прим. мое)
вели много разговоров на тему "как быть если..". Как раз речь шла о
нашем понимании пути воина. Говорили мы, говорили и пришли к
обычному выводу, что следование пути воина - это путь к смерти. Это
было верным ещё и 16 веке.
А в 20 веке это можно назвать путем к явной смерти. Было бы слишком
простым спрятаться за правильными и хорошими словами о БУСИДО, но так и не подойти к этому ни на шаг.
Стоит только встать на него и можно потрогать смерть за усы. Это
основная проблема наших практик. Увы, многие больше готовы убить
обидчика, но не умереть сами. Разговоры о смерти до сих пор окрашены
в розовый цвет. В моей жизни уже появлялись враги, желавшие мне
смерти и чуть не дошедшие до этого. Вся проблема в том, что теперь
они уже не выходят на открытый поединок. И часто мы видим себя
защищающими принародно свою страну, кров, и в конце-концов честь, а условия современной войны - это неотвратимая смерть в жерновах
сложившейся системы. Словом мир изменился не раз с тех далеких
времен.
Я сам постоянно читаю об этом. Таков парадокс.
Если призвать на помощь некоторые теософские измышления, то важно, что каждая сила живет в своей сфере. Вот поэтому может и важно постоянно обращаться мысленно к БУСИДО. Это действительно помогает  обрести стержень. А сферу "реальных" поступков приходится рассматривать отдельно, увы. В этом и проявляется ужасающая двойственность нашего существования. Выйти из этого цепкого капкана значило  бы встать на путь искренности, что означает путь смерти. О том, кто дойдет до начала этого пути мы узнаем сразу.Весть о его смерти расскажет это. Редкий из зрелых воинов в прошлом умер своей смертью. Это - плата за проход.
Итак, я полностью согласен с предыдущим автором в том, что он
написал. Но!!! Предлагая человеку обрести стержень с помощью
БУСИДО, просто означает предложить ему СМЕРТЬ!

Отдельно хотелось бы сказать о нашем времени. Не знаю случайно или
нет, но в наше время на торговый лоток были брошены величайшие
тайны прошлого. То, что ранее можно было узнать только пройдя
трудными ступенями  посвящений закрытых школ, теперь можно купить за пару червонцев с  рук. И хоть это и не является реальным знанием, но в нынешнее время,  увы, это интересует кого-то мало. Пожиная плоды разрушения сословий  и присущих  каждому из них особых знаний, ныне свалены в кучу все тайны мира. А  все страдания идут от незнания своего предназначения и своей   принадлежности. Если раньше ещё были "институты", позволяющие  отбирать и воспитывать  человека и заложенные в него качества, то теперь это становится всё     более сложным.
И основной проблемой является попытка человека выбрать для себя то,
к чему он просто не предназначен. Основы буддизма говорят, что когда
появляются желания, за ними идут страдания от неполучения
желаемого.
И так дальше по кругу.
И другой проблемой является то, что современные люди, из-за причин,
что отмечены выше, пытаются сделать смесь из БУСИДО, даосизма и
современных внеконцессиональных учений о лучах , "белых братьях" и
прочего.
По сути, смешиваются разноуровневые знания. То, что можно воину,
нельзя брахману, а то, что может брахман, кшатрий не может. Вот и
получается человек, что "загружен" мыслями о трансформациях,
пытающийся удержать в руках меч и родившийся, чтобы быть
ремесленником.
К слову, не так давно в зале, что я арендую, тренировались адепты
Л……. И их молодой инструктор начал сетовать в раздевалке на
жесткость энергий, идущих сверху. Когда я спросил его, что за
.....(пытаюсь подобрать слово) ..  метод, которому он следует. Он сказал, что если коротко, то идешь на   рынок и покупаешь EXODUS, кажется так и там все прописано. Я слегка   "выпал" от этого и спросил его, а причем тут их современное " (их вид   Будо,прим. мое)" . А то, что они делают, даже при сильном напряжении фантазии нельзя  назвать искусством, а просто мордобоем.  Он мне и сказал, что форма должна трансформироваться со временем,  т.к. энергии сверху "шпарят" и тут не отвертеться - форма сама  трансформируется. Но теперь он пошел дальше. После того, как они вдоволь наделаются "правой в голову", он по-одному  начинает их учить "тайным учениям" и передает с горящим взором, то  что прочел вчера в книге. Грустно мне становится от этого. Где-то я это   уже видел. БУСИДО они уже прошли и хочется чего-то более крутого. Труба!!!
Куда тут нам с "пещерными" представлениями о БУСИДО. Наш
каждодневный труд в додзё это уже анахронизм, по их мнению. На меня  смотрят как на дикого, когда я своему партнеру делаю "дзарей" и выхожу   в белоснежном кейкоги.  Ведь когда "сверху шпарит", то даже какашка чувствует себя розой и  смотрит свысока на скромную 10-летнюю тренировку базовых техник. Я    должен, наверное, в рваных спортивных штанах летать по воздуху и ещё  частично в астрале и разить всех наповал огнем. Прости меня Господи за сарказм,
но ничего не меняется. Ну и время мы выбрали, чтобы родиться.
Как я рад, что О-сэнсэй был до меня и оставил Айкидо как метод и как
новое осмысление БУСИДО, иначе просто не выжить с таким
характером. Это письмо только для Вас, Вячеслав Александрович. Для
незнакомых людей я не готов  быть поводырем или даже советчиком. А с Вами поделился только для  того, чтобы уравновесить "розовую" чашу В. Он интересный человек
………..

До связи, А.»


Дальше естественная реакция В.

«Добрый день Вячеслав Александрович.
С большим интересом прочел письмо А.. С чувством написано, но
никак не могу определить своего отношения к высказываниям автора. Да  правильно все о том ,что каждый может за червонец получить популярную  информацию о чем угодно. И я тоже сталкиваюсь с типами считающими ?  что нет   ничего круче мордобоя. Но то о чем я писал в предыдущем письме не   совсем  призыв к смерти. Это было предложение оценивать себя с точки зрения    общечеловеческой морали. Это вовсе не означает что человеку  ступившему на   путь воина нужно ежесекундно нарываться на смерть. Думаю ,что человек живущий в согласии с собственным кодексом может встретить
любую смертельную опасность с чистой совестью и спокойной душой.
Это была первая реакция, необходимо время обдумать все это.
С уважением В.»



И дальше моя последняя реакция.

Добрый день, В!
Волны пошли от этого обсуждения !
Это просто отлично!
Окончательного решения все равно нет и не будет, но в беседе каждый
найдет  для себя НЕЧТО. Мысль вашего оппонента ( он очень опытный боец и  Мастер в Айкидо, Карате, Кендо, Иайдо и Дзедо ) проста - Нормы Бусидо   выполняются ( и это прописано в самом Бусидо, не в лоб, конечно) при  одном условии: если ты поставлен ситуацией перед выбором - жизнь или   смерть, ты обязан не раздумывая выбрать Смерть. Именно конкретную биологическую Смерть, тогда все решается в соответствии. Любые колебания тут же отбрасывают тебя от намеченного поведенческого идеала.

И поэтому Воин МОЛЧИТ.

Покой и Согласие в Душе не обязательно лежит на Пути Воина.(26570 bytes)

И Вы, в свою очередь, все правильно сказали как ПРИЗЫВ.
Однако, такого рода глубокие нормы можно было бы поставить рядом
практически из всех мировых религий. Т.е. эти нормы - идеальный образ поведения, для реализации которого нужна  каждодневная черная, честная практическая работа над собой. Вот и  все. Согласиться со своим кодексом легко - выполнять трудно.
Я нашу переписку отправил еще двум большим китам, посмотрим ,что
скажет   зрелая опытность.»

Вот такая вот интересная беседа. И она еще не закончилась.



Киты", которым я предложил высказаться - мягко ушли от ответа.
И вот пожалуй эпилог теме "Бусидо и наша жизнь."
Последнее из почты В и Л.





Уважаемый В.!
Мне как раз показалось правильным всё то, что Вы написали о БУСИДО. Мне также близки эти нормы и я всё время подстраиваю себя, изменяюсь и опять подстраиваюсь. Я просто пошел ещё дальше и примерил всё на себя.


Я всегда думаю об этом. Я далек от того, чтобы дергать Смерть за усы, но если в у меня в руках меч и я практикую серьезно техники типа "кайсяку" ДзикидэнЭйсинРю или что-то похожее, то встает много вопросов "зачем?" и "как?".


И главное, когда мы силой нашей мысли входим (а иногда и вторгаемся) в известные сферы, то неволей притягиваем к себя этот мир. А там есть много таких связей, что становятся причиной встреч в этом "реальном" мире. И это то, что далеко от философии и простого декларирования принципа. Сузуки Д. написал об этом сравнив философа и фехтовальщика. В случае с фехтовальщиком ответ должен быть дан мгновенно.


................................Месяц назад, читая Хэйхо Кадэн Сё, я наткнулся на фразу о том, что первые 30 лет нужно практиковать непрерывно и без ошибок и, что совершив ошибку адепт летит в Ад со скоростью пущенной стрелы. Здесь важно не совершать ошибку. Если оглядеться, то мы увидим уже даже не десятки, а сотни сошедших. Их судьбы изменятся непременно - слишком серьезна сфера.
И старый Досю Кисёмару Уэсиба говорил о том, что 30 лет имеют определенный смысл в практиках. В первый десяток техники доходят до нашего тела, во второй - доходят до сердца, а в третий - становятся нашей сутью.


........................Очевидно одно, долгие годы упорных практик в правильном направлении стяжают СИЛУ и она становится вопиющей.
От неё не отвертеться и нельзя закрыть на неё глаза. Она заявляет о себе незримо и постоянно и то, что было в первые годы практик юнешеской мечтой о героях прошлого, сегодня всё сильнее стучит в двери в обыденных делах настоящего дня.
Вот об этом я и хотел сказать в прошлый раз. Как в дзэн: в начале горы - это горы, а облака это - облака.Но проходят годы и горы уже не горы, а облака - не облака. А ещё через срок горы опять становятся горами, а облака - облаками. Может я в середине пути, что увидел другое? Но не в начале. Знакомые слова уже имеют иной смысл....... В самом деле зачем я столько раз на тренировках повторяю КАЙСЯКУ?
..........................................................................

О "кайсяку".

Я практикую иаи. И мой учитель показал форму. Это форма ассистирования во время сэппуку. Он говорил какой должен быть настрой и как, и куда надо ударить, чтобы кровь не забрызгала одежду, чтобы голова не покатилась как мяч, чтобы тело не упало назад после харакири................................................

Какое оно разное - Милосердие.(18979 bytes)


И это часть Бусидо. Стоило бы начинать учить всех наших учеников этому с первого урока? Вопрос.
А сколько из них осталось бы после первой тренировки? У меня есть одна ученица. У неё сбивается дыхание, если я подхожу ближе, чем на 3 метра. Ныне я становлюсь всё более осторожен не только в совершении каких-то действий, но и слова из меня начинают выходить всё реже. И это плата.
..........................................................................
.
Знания изменяют сильно. Вспоминаю себя 20 лет назад. И Хагакурэ Бусидо и Дао дэ дзинь я видел другими. Да видел ли?
Я помню первый прорыв после 10 лет чтения Лаоцзы, когда одно из изречений Лаоцзы, вдруг, ярким веером образов, звуков и слов открылось внутри так, что я боялся спугнуть мгновенье лишь бы насытиться полностью и запомнить всё открывшееся. И до сих пор я не могу это описать. И теперь я перед теми же книгами, но уже не доверяю впечатанным в лист словам.

Вот так и с тем, что Вы написали о Бусидо. Это правильные и ценные слова, что вольны прочесть или услышать начинающие.
Я думаю, что и в древности их написали для опоры в поиске. Если, конечно, удосужатся пойти и искать в книге или отважатся подойти и спросить. Но во внутренних кругах уже пора говорить о стоящим за этим. А иногда и ставить забор перед идущими с закрытыми глазами.
Мой старый учитель, пьющий сакэ, совсем не похож на воина. Только меч, лежащий за спиной, говорит - будь внимателен. Если его не спросить - так он и не скажет. Только, чем дальше, тем его всё меньше интересует хочу я или нет драться в 35 жары со всеми его учениками. А если бы он мне сразу всё это сказал, то я бы сбежал сразу.

Поэтому, давайте посоветуем тому, кто задавал многие вопросы идти и собирать цветы на полянке, слушать птиц - жить, одним словом! А о Бусидо не будем говорить, даже если спросят. Как говорил старый Лао:
"Правдивые слова похожи на свою противоположность".
уважением, А.
 


"Серьезные размышления и поиски заканчиваются молчанием и тишиной.................. и серьезными поисками.
В основе Решения лежит Труд.
Спутник Решения-Ответственность.
Ищущий неминуемо Действует и неизбежно Отвечает, замечает он этого или нет.
Ответственность ложится не всегда на него одного и это еще Ответсвенней.
Способ Достижения - Открытость.
Ценой Прорыва может быть Жизнь.
Цель  определяет каждый Сам, но к Истине не допускаются не Искренние.
Страх - главный враг в Пути.
Страх вызывается Ложными представлениями.
Представления - Словами.
Словестная Мысль - уже есть Ложь.
И Тишина заканчивает Размышления."

Из трактата древних изречений " Син-Бу-Рей" - 6 век н.э. .

--------------------------------------------------------------------------
 

Миг короток и бесконечен.....(64769 bytes)

Автор и WEB-мастер Матвеев В.А.   т.ф 422-97-21 , 
  E-mail:<sfox@online.ru>
 


Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]