18.02.2008
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 

 

 

                     

                 Федерация Айкидо
                        Айкикай России

 

 

26 апреля 2008 г 14-47

Матвеев В.А.

Дуэль, чашка кофе и багги.

 

Наконец-то сел пробовать написать самое самое. Поспорил чуток с женой о быте и не быте, проводили внуков, скоро в магазин бы надо - подъели все. Игорь Егоров позвонил и свои впечатления от вчерашней тренировке высказал и........вот вроеде все сошлось и я сижу за статьей, которую давно ношу в голове не в тексте а в ИДЕЕ. Текст никак не вытанцовывался. Сейчас спляшем удачно, надеюсь.

Дуэль, чашка кофе и багги........какие разнородные объекты размышления, но они накрепко связаны одной проблемой. Проблемой сложной и разветвленной и потому очень трудно воспринимаемой. Столкновение, выведение силы и реакция на внешние силы.

Проблему Атари - столкновения, прямо перед всеми поставил Эно сенсей на своем даже первом семинаре. Пусть рассматривается частный случай - катате дори в разноименном варианте. Это не суть важно, просто привычней.

Захват. Вот и первая трагедия. Сжатая кисть тут же вносит добавочные напряжения буквально во все части тела, особенно у людей с малым стажем вдумчивых занятий. Годами бьюсь над этим вопросом с занимающимися - сдвиги крайне малы. Тут нужна бешенная заинтересованность, но люди заняты своей нормальной жизнь и все можно понять.Но понять не хочется, хочется найти способ научить всех.

И вот на ум пришло сравнение. Дуэль. Дуэлянты на пистолетах стоят в классической санкаку тай. Для хорошей стрельбы просто необходимо полное расслабление абсолютно всего тела, любой зажим - это колебания, колебание - промах, промах-смерть. Вот и было мною придумано первое упражнение в форме дуэли. Встали на расстоянии 2-4 метров, руки опущены  - релаксация возможно полнее. Тут можно за собой последить тщательнее - внешних раздражителей нет, смотришь как стоят ноги, как плечи, как кисти, как все все все....

Определив в ощущениях максимальную степень своего расслабления, можно начать поднимать руку с виртуальным пистолетом. Для простоты и удобства поднимать точно как при выстреле - рука до горизонтали, при дальнейшем схождении и Атари встречные силы Уке и Наге будут проходить точно по костям рук, так проще.

Подняли руки и опять ныряем в ощущения расслабленности. Кисти висят, мышцы висят, ноги плотно стоят не напрягаясь. Если ощущения расслабленности малы , опустите и поднимите руки еще раз и еще - сравнивайте. На сравнении всегда проще вычленить зажимы.

Вроде добились ощущений и тогда медленно или просто нормально сходимся , не опуская рук. Схождение закончить контактом рук в захвате катате дори , но без охвата запястья пальцами. Контакт на трении кожи. И тут самой важное - осуществить то самое Атари - столкновение. Столкновение центров, а не просто неких сооружений из ваших тел. Как это сделать........ой , словами тут уже не осилить, сделать и все, пусть Инструктор покажет эти ощущения. От силы встречного давления это самое Арати не зависит.

Вот и чашка кофе пригодилась теперь. Ложечка в кофейной чашке совершает это самое Атари идеально и без лишних давлений, лежит и все и уже СТОЛКНОВЕНИЕ существует. Один хорошо проводящий звук предмет КАСАЕТСЯ другого хорошо проводящего и между ними в точке контакта происходит Идеальное столкновение.

Теперь если ваши руки через весь ваш костяк хорошо проводят силу взаимодействия ваших ног с землей, то Уке и Наге имеют Идеальное Атари и оно реализуется через плотный контакт ( совсем не обязательно захват) их рук. В этом можно потренироваться много много раз.

Дальше усложнение. Оставляя Атари вдоль костей рук , опускаем последние не разрывая контакта в положение, соответствующее обычному захвату за разноименную руку. Тут конечно прибавится некоего напряжения в теле, вот и проощутите это самое НОВОЕ состояние в теле, поднимите в прежнее положение и опять опустите в нужное не прерывая столкновения. Тело максимально мягкое, колени тоже....

В это более низком положении, кстати при изменении уровня захвата по высоте, вам возможно придется изменить маай на сантиметры, меняйте МААЙ не наколном тела , а передвижением в новое равновесное положение!

В состоянии этого формального захвата добавляется еще одна составляющая Атари, плюс к направлению вдоль костей, помогающая сохранить достаточное трение предплечий .Эта составляющая направлена поперек предплечий. Естественно, в сумме будет некое усредненной направление давления. Ощущайте его и запоминайте, убирайте лишнее напряжение в теле. Основное направление ДЕЙСТВУЮЩЕЙ силы ЦЕНТРА - вдоль костей предплечий.

Еще раз, Атари не зависит от степени взаимного сдавливания при наличии жесткого и быстрого Центра. Что такое Быстрого............да с ...это о скорости выведения силы.......ну не сейчас, наверное, не готов.

Вот все эти действия можно проделать в начале техники - Катате дори коте гаеси.

Второй этап техники - освобождение от захвата и смена Атари. Кто у меня занимается, понимает о чем речь. Это момент Барай, когда Наге свободная  рука помогает  сохранить контакт и Атари ,в процессе освобождения захваченной руки. Очень похоже на фехтование - два клинка сошлись в Атари и контролируют друг друга, Сила Центра выводится опять вдоль костей рук.

Следующий этап - Тенкан с новым изменением контакта и сохранением Атари. Сила выводится так же как и раньше.

В результате вы стоите как колхозник и колхозница, только руки может чуть ниже :)) и ноги в санкаку тай. Наваливания нет никакого! Есть опускание Центра со всем своим весом в точке контакта у Уке и встречное давление всего тела также их Центра у Наге. Все вроде просто но все и сложно.

И вот наступает момент поговорить о машине и водителе багги. Багги - эдакая конструкция для закрепления агрегатов , машина вроде,  с мотором и прочее, но без излишеств. Это нам сейчас и надо. Ни каких компьютеров внутри. Полная зависимость от исправности частей и самого водителя, как самого главного в управлении движением и ЕДИНСТВЕННОГО главного. Последнее очень важно. ЕДИНСТВЕННОГО. Машина - просто тупая железяка в полном подчинении . В ПОЛНОМ. Реагирует только на команды водилы. Сама либо стоит , либо едет прямо и тупо, пока ей не порулят. У нее есть масса и способность двигаться по инерции или от двигателя. Просто тупая железяка. Вот в такую игру надо сначала надо научиться играть, прежде чем лихо реагировать ( вроде реагировать ) на внешние действия красочно лупя пятками об пол и изящно взбрыкивая.

Для наработки таких навыков сенсей придумал отличное упражнение. Уке сгибает руку в локте и ставит предплечье со сжатым кулаком вертикально рядом со своим телом. Его задача направить силу вверх по предплечью и ПРОСТО ПОДЧИНЯТЬСЯ внешним действиям. Наге кладет сверху на кулак Уке свою ладонь. Встречным давлением оба добиваются ТОГО САМОГО АТАРИ . Дальше Уке тупой агрегат Багги, Наге - водила, ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕЧАЮЩИЙ за их совместное движение. ПОЛНОСТЬЮ.

Пережмет на газ и не затормозит - разобьются, Багги так и двинет по инерции в стену. Сильно задвигадл, будь добр ЧЕРЕЗ связь останови, поскольку Багги так и будет катиться по инерции  ( УКЕ! ты должен двигаться по инерции, а не мозгами!!!). Очень сложно всесловами - приходите лучше.

Машины на гибкой связке - транспортировка не исправного авто без заднего водилы. При повороте, колеса задней машины так и не поворачиваются и она движется прямо дальше пока ее не потащит в сторону ТА САМАЯ ГИБКАЯ СВЯЗКА. В нашем случае это рука с торчащим предплечьем.

В случае Котегаеси - это соединенные в Атари предплечья Уке и наге. Инерция и СВЯЗЬ, вот все что управляет Уке! Надо научиться сначала этому, отдавая ВСЮ свою массу в это упражнение.

"Основной тон" от маэстро Башмета. Вот это ОСНОВНОЙ тон для нас. Конечно можно все это по всякому нарабатывать. Я делюсь просто своим опытом.

Пока все, выдохся пока.

 

 
 
 

 WEB-мастер Матвеев В.А. 

 E-mail:<sfox@yandex.ru> 

Rambler's Top100

Каталог интернет-ресурсов с
описаниями