начало | содержание
 
    http://www.aikiclub.ru/morihey.html  

 

" Spirit of Aikido"      Kissemaru Uesiba  ( выдержки из книги )

morihey.GIF (9312 bytes)


kissemaru.GIF (20072 bytes)


"Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесенными.
Не занимаясь пустой болтовней,
Пойми все на практике. "

Уэсиба Морихей
  (декабрь 14, 1883 г.)
             

Краткая история

Название "Айкидо" официально появляется в феврале 1942 года. До этого искусство было известно под различными названиями, хотя сущность его оставалась неизменной. Подробную историю Айкидо можно узнать из биографии Основателя, написанной мною на японском языке (Айкидо кайсо, Уэсиба. Морихэй дэн. Токио: Коданся, 1977).

Отец Мастера Уэсиба, Мороку, был довольно процветающим землевладельцем, который занимался также рыбным и лесным делом. Он был уважаем жителями его общины и служил в деревенском и городском советах в Нисинотани и Танабэ (префектура Вакаяма). Юный Уэсиба почитал своего отца, а тот, видя большие способности своего сына, оказывал ему максимальную материальную и моральную поддержку для осуществления его амбиций. Сын, однако, чувствовал, что он недостаточно оправдывает ожидания отца, и в 1901 году, в возрасте 18 лет, отправился в Токио, где он краткое время изучал бизнес. На следующий год он открыл Универмаг Уэсиба, торговавший школьно-письменными принадлежностями, но вскоре он заболел, а его маленький бизнес прогорел.
Вскоре после этого молодой Уэсиба вступил в Японскую Императорскую Армию и сражался в русско-японской войне (1904-1905), стал сержантом и получил почетную отставку. Затем, в 1912 году, когда ему было 29 лет, собрал 54 семьи, состоящие из более 80 человек, из своего родного городка и основал новое поселение в Ширатаки, на самом северном и холодном, а потому практически не заселенным в то время ( нечто вроде нашей Сибири), острове Хоккайдо. Эта префектура тогда только начинала развиваться, и поэтому власти содействовали поселенцам, которые хотели заниматься земледелием. В течение семи лет, как руководитель новой колонии, он занимался земледелием, служил в городском совете и всячески содействовал развитию региона Ширатаки.
Хотя он и показал определенный талант к руководству, но все же чувствовал, что не оправдывает надежд отца. Смерть отца, неожиданно для него последовавшая после болезни в январе 1920 года, глубоко потрясла Уэсибу. Бросив все дела на Хоккайдо, он вернулся домой в состоянии глубокой психической подавленности.

 
deguchi.GIF (9394 bytes)

Затем произошло поистине эпохальное событие - будущий О Сенсей   познакомился с Дегучи Онисабуро, харизматическим религиозным учителем синтоистской секты Омото Ке. Под опекой этого великого учителя Основатель жил в Штаб-квартире Омото в Аябэ, префектура Киото, выполнял синтоистские медитативные и очистительные ритуалы и содействовал распространению этой навой религии.
Восемь лет в Аябэ (до отъезда в Токио в 1927 году) были решающими годами в духовном развитии Основателя. В это время он изучал философию синто и постигал концепцию кото-дама (буквально, "слово-дух").
После смерти отца и во время пребывания в Аябэ Основатель целиком посвятил себя будо, прежде всего - благодаря одобрению Дегучи. До этого он занимался несколькими боевыми искусствами, включая фехтование на мечах в школе Шинкагэ, дзюдзюцу в школах Дайто и Кито и др. Наиболее заметным из его достижений стало получение высшего аттестата школы Дайто от Мастера Такэда Сокаку, которого Основатель случайно встретил в гостинице на Хоккайдо в 1915 году, когда ему было 32 года. Именно это дзюдзюцу открыло Основателю глаза на глубокий смысл боевых искусств; принципы Дайто отличаются от принципов Айкидо, но многие их техники сходны. ( ниже фото Сокаку Такеда )                                                                                               

sokaku.GIF (6180 bytes)

Причина, по которой Дегучи содействовал сосредоточенности  Уэсибы на боевых искусствах, была в том, что он знал о богатом и разнообразном опыте Основателя в будо и подозревал, что этот путь наиболее подходит к его темпераменту, способностям и чаяниям. Он посоветовал ему превратить часть своей резиденции в Аябэ в додзё. Отнесясь к этому совету серьезно, Основатель открыл скромное Уэсиба Додзе с 18 татами.
Уэсиба Додзе изначально было предназначено для молодых людей из секты Омото, но имя Уэсиба Морихэя, "Мастера будо из Аябэ", стало широко известно, и в додзё стали поступать и приезжие, из которых наиболее обещающими были молодые морские офицеры из близлежащего порта Майдзуру. Слава Основателя постоянно ширилась, к нему начали приезжать ученики из Токио и других отдаленных краев Японии.

Приблизительно в 1920 году Мастер Уэсиба серьезно задумывается об учреждении своей собственной независимой формы будо, и в 1922 году он провозгласил Айки-будзюцу как новый вид боевого искусства. Как явствует из слова "будзюцу", оно придерживалось принципов и техник старых боевых искусств и несколько отличалось от нынешнего Айкидо. Так основатель впервые использовал слово "Айки" как специальный термин. В традициях различных будо можно найти разрозненные упоминания о противопоставлении (ай) ки противнику в бою, но это сложное слово использовалось впервые. Можно найти и упоминания об айки-дзюцу, но это было психологическое понятие, не являвшееся существенным в боевых искусствах. В современных книгах упоминается об искусстве ки-айдзюцу, популярном среди простых людей, но речь идет о психологической системе, не имеющей ничего общего с будо.
Хотя выбор нового понятия "Айки" связан, вероятно, с определенным влиянием школ Кито и Дайте, обе из которых основаны на принципе инь и ян и на применении ки, решающим фактором здесь были упражнения самого Мастера Уэсиба в будо, его жизненный опыт и осознание ки во время пребывания в Аябэ. Наиболее важное влияние оказало овладенue кото-дама, о чем Основатель постоянно упоминал в лекциях, записях и инструкциях в более поздние годы.

kotodama.GIF (6217 bytes)

Название "айки-будзюцу" не было сразу принято. Вместо него люди предпочитали называть новое будо "Уэсиба-рю" или "Уэсиба-рю Айки-будзюцу". И все же слава Мастера Уэсиба по-прежнему продолжала распространяться по стране. Поворот произошел в 1924-1925 годах, когда, как упоминалось выше, он отправился в экспедицию во Внутреннюю Монголию и вскоре по возращении, приняв вызов на поединок от молодого морского офицера в Аябэ, познал сума-кири, чистоту сознания и тела, которая соединяет ки вселенной с ки человека. Ему было сорок с небольшим лет, и с этого момента начинается формирование его боевого искусства.
Мы можем сказать, что 1924-1925 годы означают начало духовного развития Айкидо, потому что с этого момента Мастер Уэсиба постоянно утверждал, что "истинное будо есть путь великой гармонии и великой любви ко всему живому" и что каждое движение есть проявление единства ки-сознания-тела.

 

Осенью 1925 года, после неоднократных просьб своего покровителя, адмирала Такэсита Исаму, Основатель приехал в Токио и устроил выступление перед избранной аудиторией, где присутствовал и тогдашний премьер-министр граф Ямамото Гоннохёэ. Граф Ямамото был глубоко впечатлен выступлением Основателя и устроил его специальный 21-дневный семинар во дворце Аояма для экспертов по дзюдо и кэндо высокого ранга. Весной 1926 года он снова был приглашен адмиралом Такэсита в Токио и проводил уроки айки-будзюцу для служащих Императорского Хозяйственного Департамента, армейских и морских офицеров и выдающихся фигур в политической и деловой жизни. В 1927 году по настоянию адмирала Такэсита и Дэгучи Онисабуро он покинул навсегда Аябэ и переселился в Токио.

morihey1.GIF (5600 bytes) family.JPG (41650 bytes)


За следующие три года он открыл несколько додзё в токийском районе Чиба и давал инструкции по айки-будзюцу многим людям, включая и экспертов высокого ранга в других боевых искусствах. Это были знаки признания нового будо как чего-то большего, чем обычное воинское искусство, и некоторые начали для описания его использовать термин "Айкидо". В октябре 1930 года Коно Дзигоро, основатель Кодокан Дзюдо, увидев искусство Мастера Уэсиба, признал его идеальным будо и даже отправил к Основателю нескольких своих лучших учеников. Несмотря на попытки ввести правила отбора, число учеников продолжало расти, и Основатель столкнулся с потребностью в более крупном додзё. В 1930 году он основал новое додзё в Вакамацу-тё, Токио, сначала арендуя площадь, а затем - купив ее у семьи Огасавара. Новый тренировочный центр, названный Кобукан Додзё, был завершен в апреле 1931 года. Нынешняя Штаб-квартира Айкидо находится в том же месте.
В 1936 году Основатель решил, что пришло время установить четкие границы между старыми боевыми искусствами и его искусством из-за философских и духовных элементов, включенных в новое будо. Чувствуя, что сущность его нового искусства сильно отличается от старой традиции воинских искусств, он отказался от названия "будзюцу" и переименовал его в "айки-будо". Этот необходимый и неизбежный шаг открыл будущее перед новой школой. Как создатель новой системы боевого искусства, он чувствовал сильную ответственность за то, чтобы открыть путь в него для всех интересующихся.

waza1a.JPG (16450 bytes) waza1b.JPG (19257 bytes) waza1c.JPG (16716 bytes)


В 1939 году он направил официальную заявку о юридическом признании его организации под названием "Кобукай". Официальное признание Айкидо в следующем году отмечает начало Золотого Века Айкидо. Количество занимающихся возрастало, а имя Мастера Уэсиба стало как никогда известным.

waza2a.JPG (17763 bytes) waza2b.JPG (20050 bytes) waza2c.JPG (21615 bytes)


Начало войны на Тихом океане в декабре 1941 года и резкий поворот к милитаризму в японском обществе не могли не помешать росту Айкидо. Так как большинство молодых людей ушло в армию, количество занимающихся резко сократилось. Одним из шагов правительства по мобилизации страны был указ об объединении групп различных боевых искусств в единую организацию под контролем государства. В 1942 году различные школы дзюдо, кэндо и других боевых искусств объединились в форме Ассоциации Воинской Доблести Великой Японии.
Хотя Основатель не высказал своих возражений против этой правительственной директивы, он был определенно несчастен от того, что будо, развиваемое им как отличное от других форм боевых искусств, вынуждено было стать частью подобной организации. Не желая, чтобы новое будо стало просто одной из форм боевого искусства, он пришел к ощущению, что название "Кобукан Айки-будо" лишь подчеркивает, что речь идет просто о ветви или стиле под названием "Кобукан" какого-то боевого искусства. Он решил употребить новое название "Айкидо", чтобы отличать свое искусство как уникальную и своеобразную форму будо, и вступил в Ассоциацию с новым названием своего искусства. В феврале 1942 года слово "Айкидо" было официально признало как название школы Основателя. После зарождения Уэсиба Дзюку в Аябэ прошло двадцать два года.

 

Храм Айки в Ивама

aiki.JPG (16665 bytes)


Чтобы полностью оценить принятие названия "Айкидо" и понять некоторые причины этого шага, в том числе и изменения в мыслях Основателя, мы должны уделить внимание созданию Храма Айки в Ивама, префектура Ибараки, к северо-востоку от Токио. Это место, почитаемое всеми изучающими Айкидо, сыграло особо важную роль при возрождении Айкидо после второй мировой воины.
Идея создания духовного центра Айкидо появилась у Основателя примерно в 1935 году. Она родилась из глубокой потребности в продолжении поиска истины вселенной посредством будо, и Основателю нужно было особое место для осуществления этой цели. С заложением прочного фундамента Айкидо в Токио его страстное желание принести в мир истинное будо было полностью удовлетворено, он был очень доволен достигнутыми успехами. Но Основатель не довольствовался только этим одним и, казалось, ощущал нарушение сосредоточенности и недостаток времени, которые приносила ему слава. Основатель был абсолютно безразличен к обычным предметам человеческих желаний к общественному положению, славе и признанию, богатству и материальному комфорту. Его единственным желанием была тренировка духа с помощью дисциплины будо.
Примерно в 1935 году, используя свои скромные сбережения, основатель начал скупать участки леса в окрестностях Ивама. Земледельчество было у него в крови, как следует из его участия в колонизации Ширатаки на Хоккайдо, и он намеревался обрабатывать землю и возобновить поиск духовного будо. Но его желание вернуться к работе с землей не могло легко осуществиться, потому что его, очень известного человека, постоянно приглашали в разные места, и занятость не оставляла ему времени для осуществления его настоящего желания.
В военное время попытка объединения всех видов боевых искусств под единым управлением предоставляла уникальную возможность. Так как события не могли не мешать правильному развитию Айкидо, Основателю не надо было больше управлять им, а чем больше сгущались тучи войны, тем меньше становилось число учеников и число приглашении на выступления. Несомненно, Основатель почувствовал, что это было идеальное время для принятия решения, касающегося его будущего. Приказ присоединиться к Ассоциации Воинской Доблести Великой Японии стал последней каплей, переполнившей чашу. Основатель заявил о создании Айкидо и принял решение удалиться в Ивама, где он мог бы идти по своему пути.
Основатель был патриотом в истинном смысле, готовым пожертвовать жизнью ради своей страны, и поэтому он решил не протестовать против национальной военной политики. Но все же он не согласился с решением объединить все виды будо под государственной юрисдикцией; для него этот указ имел мало общего с любовью к стране. Более того, новая организация требовала все больше и больше писанины и присутствия на собраниях, что было прямо противоположным его желанию продолжить свой поиск.
Поэтому он мог с полным безразличием сказать: "Я не гожусь для бумажной работы. Для меня есть только практика Айкидо". Сказав это, он отправил одного из своих учидеси ( ближайших учеников ), Хираи Минору, представлять Айкидо на собраниях. Я был еще студентом Высшей школы Васеда, но он назначил меня главным инструктором в токийском додзё и попросил, чтобы его лучшие ученики, такие, как Осава Кисабуро, нынешний главный инструктор, помогали мне. Затем он выехал из Токио в Ивама с моей матерью, Хацу. Это было очень типичным для Основателя, никогда не откладывавшего осуществления принятых решений.
Ивама находится недалеко от Мито, научного и культурного центра эпохи Токутава, но в то время места эти были слабо населены. Фермы были малочисленны и разбросаны, а 90 процентов территории были покрыты густым лесом - соснами, фруктовыми деревьями и др. Основатель расчистил около 20.000 цубо (6,62 га) земли, купленной им за несколько лет, и принялся обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою давнюю мечту о соединении фермерства с воинским искусством.

morihey7.JPG (21124 bytes)

Небольшое строение, в котором он жил, состояло всего из двух маленьких комнат и внутреннего дворика с земляным полом. Посетители этой хижины были потрясены ее убожеством, но Основатель был очень воодушевлен.
Когда Основатель поселялся в Ивама, у него было три плана осуществления его идеала истинного будо. Первый план был создать Храм Айки, который должен символизировать Путь ай-ки и дух Айкидо. Второй - построить додзё на открытом воздухе, которое наполняла бы ки природы и где изучалось бы идеальное будо таке-мусу. Третий план состоял в осуществлении его давней мечты об объединении земледельчества с боевым искусством. Он желал связать тренировки в будо (такэ), гармонирующие с защитной жизненной силой (мусу), с земледельческим трудом, посредством которого земля производит пищу для поддержания жизни.

morihey6.JPG (24301 bytes)


Храм Айки был задуман, чтобы оказать почтение 43 богам, защищающим и дающим творческую силу Айкидо, и чтобы стать священным центром для всех занимающихся Айкидо, поклявшихся открыть Путь для всех людей. Среди этих 43 богов есть воинские божества, короли драконов и инкарнации, почитаемые в традиционном японском фольклоре. Основатель был уверен, что своими успехами в будо он обязан не только самому себе, но и защищавшим и помогавшим ему богам. Это была его искренняя вера, но еще более важно, что здесь видна вся его скромность и самодисциплина: доверяя себя высшей силе, он никогда не кичился своими успехами. 0б этой скромности, о его искренности и полной отдаче себя тренировкам должны помнить все занимающиеся Айкидо.
Планировка Храма Айки основана на принципах кото-дама. Расположение внутреннего святилища, зала преклонения, входных ворот и т.д. согласуется с тремя принципами: треугольника, круга и квадрата. Эти три фигуры - символы дыхательного упражнения в учении кото-дама. Говоря словами Основателя, когда треугольник, круг и квадрат становятся одним Целым, они движутся в круговом вращении вместе с потоком ки, и появляется суми-кири Айкидо.
В том, что Храм Айки, олицетворяющий эту философию, был построен в трудные годы конца второй мировой войны, заслуга принадлежит мастеру-плотнику по имени Мацумото, жившему в Ивама, и неустанной поддержке, оказываемой бесчисленными приверженцами Айкидо с самого момента его создания. Завершение главного святилища Храма Айки в 1943 году стало событием, вызвавшим слезы радости у Основателя. Сбылась мечта его жизни, и фундамент будущего Айкидо был заложен. Теперь Храм - Мекка для всех истинных приверженцев Айкидо.
На главных торжествах, проводимых в Храме Лики ежегодно 29 апреля, собираются вместе энтузиасты Айкидо не только из Токио, но со всей страны и из-за границы. В этом празднестве воплощается лучшее, что есть в Айкидо. Я сам чувствую себя полностью очистившимся всякий раз, когда я преклоняю колени в этом храме и выполняю демонстрацию техник.
Открытое додзё - вторая часть плана Основателя - заняло один угол его фермы. Но с увеличением числа учеников пришлось построить и небольшое крытое додзё площадью в 30 цубо. Оно было завершено в 1945 году, сразу после окончания второй мировой войны. Это додзё, обязанное своим появлением идее сочетания земледельчества с боевым искусством, неожиданно принесло немало пользы для развития Айкидо.
В течение трех лет после завершения войны Хомбу Додзё на Вакамацу-тё было вынуждено свернуть свою деятельность по различным причинам, включая и запрещение всех воинских искусств Союзническими оккупационными силами. Вся деятельность главного додзё переместилась теперь в Ивама, и таким образом в то время, когда общая обстановка и отношение к боевым искусствам были резко негативными, Айкидо удалось выжить благодаря додзё в Ивама. Сегодня это додзё, посвященное памяти Основателя, называется Ибараки Додзё.

 

Основатель давно лелеял мечту о создании центра Айки. И то, что мечта эта, хоть и с незначительными изменениями, была осуществлена в трудные военные и послевоенные годы, было почти чудом. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Основатель смог удалиться от суетной жизни Токио и полностью посвятить себя осуществлению идеала истинного будо.

graf1.GIF (4434 bytes)

Возрождение Айкидо началось в феврале 1948 года, с официальным признанием Айкикай как нового юридического образования. Первое выступление по Айкидо состоялись в универмаге Такашимая в Токио в сентябре 1956 года, а Первая Публичная Демонстрация Айкидо, спонсированная Айкикай, состоялась в мае 1960 года в Ямано-Холле в Токио. Пиком возрождения Айкидо стало завершение строительства нового Хомбу Додзё в январе 1969 года.
Видя полное процветание Айкидо, я могу лишь вспомнить о решениях, принятых Основателем в военные и первые послевоенные годы. Если бы Мастер Уэсиба, вместо отъезда в Ивама, позволил бы Кобукан Айки-будо слиться с другими боевыми искусствами, то история Айкидо на том бы и закончилась. А имя Мастера Уэсиба и слово "Айкидо", их короткая, но яркая глава в истории довоенных будо стали бы достоянием учебников по истории и со временем превратились бы в загадочные легенды в анналах боевых искусств.
Нынешнему своему успеху и репутации Айкидо обязано решению Основателя отдаться духовным поискам сути воинских искусств в захолустье Ивама. Мастер Уэсиба показал собственным примером, что процветание Айкидо определяется не количеством последователей, а глубиной и настойчивостью личных поисков истины посредством тренировок и практики. Я уверен, что это - главная причина, по которой Айкидо стало тем, чем оно является сегодня.
Дзэнское высказывание "Думай о своих следах" напоминает, что мы всегда должны видеть, ступают ли наши ноги на твердую почву или нет. Будучи последователями Айкидо, мы всегда должны "думать о своих следах", даже если мы движемся вперед, вооруженные высоким идеализмом и желанием истины.
Нет ничего более приятного, чем рост и расширение, но если наши глаза прикованы лишь к оболочке событий и мы теряем видение истинной сути Пути Айкидо, тогда - совсем как веретено, теряющее равновесие, которое рано или поздно падает - наш Путь лишится своей жизненной силы, разделится и совсем распадется. Когда я думаю о годах, проведенных Основателем в Ивама в размышлениях о самом себе, я снова вспоминаю о своей главной задаче.

 

 

Интернационализация и традиция .

Третий Конгресс Международной Федерации Айкидо проводился в Париже в 1980 году. Делегаты со всего мира обсудили и единодушно одобрили интернационализацию Айкидо, центром которого является Хомбу Додзё в Токио. Если быть точнее, то атмосфера в течение четырех дней конгресса была просто пропитана энтузиазмом.
Больше всего порадовало то, что делегаты подтвердили факт, что Айкидо олицетворяет собой лучшее в духовной культуре Японии. Они не только признали уникальность Айкидо, но и признали его философскую основу, уходящую в глубину японской традиции. По существу, большинство высказалось в том плане, что их интерес к Айкидо непосредственно связан с тем, что оно представляет собой лучшее в японской культуре.

founder.JPG (20894 bytes)


Я вспоминаю об этом потому, что некоторое время меня беспокоил вопрос о пути, по которому традиционные японские боевые искусства развиваются за рубежом. Приживаясь в другой стране, некоторые из боевых искусств, кажется, теряют свои отличительные, традиционные корни и становятся делом лишь физической подготовки. В конце концов, центр искусства перемещается в страны, где есть сильные и технически опытные спортсмены. Я не могу согласиться с тем, что этот процесс - неизбежное последствие интернационализации. Что же касается Айкидо, то его сущность образуется уникальностью японской философии, и по моему убеждению тот, кто с этим несогласен - тот больше не приверженец Айкидо. Смысл интернационализации - не в том, чтобы уникальная традиция стала международной, а в том, чтобы занимающиеся Айкидо из разных стран смогли бы измениться и объединиться с традицией.
Во время конгресса я высказывал свое беспокойство делегатам из разных стран, и, я верю, большинство их приняло и поддержало мою точку зрения. Вероятно, потому, что Айкидо - прежде всего духовный путь, отрицающий все виды соревнований и поединков, где есть победители и побежденные и где все упирается в победу.
Соревновательная система - корень проблем, возникающих при интернационализации японских боевых искусств. Хотя соревнования и сыграли определенную роль в распространении боевых искусств во всем мире, они также приглушили уникальность будо (в отличие от будзюцу), чья главная забота - культивирование духа. Когда все решает сила, японские воинские искусства теряют свою истинную сущность, и тогда оказывается естественным то, что главным становится физическая подготовка. Если такое происходит, Япония должна отказаться от претензии на создание уникального воинского искусства, определяемого не силой и грубостью, но миром и любовью.
Я снова повторяю об этом, так как не хочу, чтобы Айкидо повторило ошибки других боевых искусств, распространившихся во всем мире. Конечно, меня очень радует самоотверженность инструкторов по Айкидо, принесших это искусство в разные страны мира. Распространение Айкидо началось в 1950-х годах во Франции, на Гавайях, в Нью-Йорке и других городах Соединенных Штатов, а продолжилось в 1960-х в Англии, Италии, Бразилии, Аргентине, Австралии и странах Юго-Восточной Азии. Я приветствую эту волну, но не могу немедленно ответить на многочисленные приглашения посетить иностранные центры Айкидо, и прежде всего - по вышеупомянутой причине.

founder2.JPG (15728 bytes)

Тщательно обдумав проблему, я пришел к выводу, что для дальнейшего прогресса нам необходимо сначала прояснить два главных момента, касающихся Айкидо: сутью Айкидо является уникальная японская философия, утверждающая духовный поиск как первый принцип будо, а традиция, созданная Мастером Уэсиба - единственно верная форма Айкидо. Пока мы будем принимать и отстаивать два этих принципа, мы сможем избегать ошибок, случившихся при распространении других боевых искусств. Пока мы будем сохранять отрицание соревновательного начала, мы не утеряем целостности истинного будо.
Эти моменты находились в центре внимания, когда мы обсуждали возможность создания Международной Федерации Айкидо в Мадриде в ноябре 1975 года. Первое общее собрание Международной Федерации Айкидо состоялось в Токио в октябре следующего года, а в 1981 году в федерации состояло 40 стран и более 100.000 занимающихся (в одной только Франции - 20.000).

 

Третий Конгресс Международной Федерации Айкидо в 1980 году стал поистине важным событием, знаменующим собой начало новой эры международного Айкидо. Лично меня, как Дошу, это мероприятие очень приободрило благодаря поддержке, которую получили мои идеи о будущем развитии международного Айкидо.

founder3.JPG (14939 bytes)


Просматривая газеты по возвращении в Японии, я наткнулся на статью в "Нихон Кэйдзай Симбун" (30 сентября 1980). В ней, в частности, говорилось:
вспышка интереса к японским воинским искусствам поистине поразительна. Сначала это было только дзюдо, но сегодня повсюду есть додзё Айкидо и каратэ, куда ходят буквально все от простых людей до интеллектуалов. Сегодня в Париже начинается конгресс Международной Федерации Айкидо, который продлится пять дней (30 сентября - 4 октября). На нем собрались делегаты из сорока стран Европы, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии и т.д., а публичные выступления на третий день конгресса соберут, как ожидается, 5000 зрителей.
Почему японское будо так популярно? В случае с Айкидо это - не спортивные соревнования, где кто-то должен победить, им могут заниматься все - люди среднего возраста, пожилые, женщины, дети что делает Айкидо притягательным для тех, кому нужны упражнения для поддержания здоровья. Но более важным, однако, является призыв Айкидо к культивированию этикета и достойного поведения - аспект, отсутствующий в западном спорте и восточная мистика техники, полностью захватывающая тело и сознание человека.
Секрет японского экономического процветания - в том, что - идет ли Речь об электронике или об автомобилях - целью является совершенствовать основную технику и, полностью освоив ее, перейти к чему-то новому. Это старание поддерживает дух гармонии и сотрудничества, то есть ай-ки. Мы надеемся, что эта суть будет передана западным участникам конгресса Международной Федерации Айкидо. Японцы, однако, должны помнить, что зазнаться - значит сорваться.
Мне подумалось, что журналист очень хорошо осведомлен об интересе Запада к Айкидо. Я и сам долгое время чувствовал, что главная привлекательность Айкидо кроется в акценте на "этикете и достойном поведении", и мне кажется, что большинство занимающихся Айкидо имеют правильное представление о месте этикета, достойного поведения и того, что названо "восточной мистикой". Не все, конечно, достигли этого уровня. Существуют различия в культурной традиции, и главную оценку таким вещам, относящимся к сути Айкидо, должны давать вдумчивые японские ученики. И все же я могу смело сказать, что среди европейцев есть такие, кто показывает гораздо больше настойчивости в поисках духовного будо, чем средний японец, занимающийся айкидо.

founder1.JPG (20447 bytes)


Среди французов есть много тех, кто глубоко интересуется дзэном и воспринимает Айкидо как динамическую форму дзэна. В Англии многие студенты и выпускники Оксфорда, Кембриджа и других университетов показывают большую симпатию к идеалам Айкидо, выраженным в его мировоззрении и интеграции сознания и тела. Многие ученики, с которыми я встречался в Соединенных Штатах, ищут в занятиях Айкидо ключ к самосознанию, а в Германии некоторые видят в Айкидо сущность японского духа и верят, что оно поможет выйти из тупика, в который зашла западная цивилизация. Недавно внезапная вспышка интереса к Айкидо произошла в юго-восточной Азии. Кажется, одна из причин тут - уверенность, что сильный дух, культивируемый будо, способствовал экономическому процветанию Японии - феномену, вызывающему удивление и зависть.  


Все это - только мои впечатления и предположения о том, почему люди в разных странах интересуются Айкидо; они не являются результатом каких-либо объективных исследований. Но, по правде говоря, я, наверное, все же точно понял причины этого интереса. Я разговаривал с иностранцами как в Хомбу Додзё, так и во время своих заграничных поездок, и в моих впечатлениях наверняка есть доля правды.
Мне кажется, что многие входят в двери Айкидо не прямо, а окольным путем. На многих людей производит сильное впечатление японская духовность, характеризуемая гармонией и сотрудничеством, и они обращаются к Айкидо, которое, как кажется, наилучшим образом символизирует это. Начав тренироваться, они узнают о единении человеческого "я" с его телом, природой и вселенной, и становятся приверженцами Айкидо на всю жизнь.
Такой подход к Айкидо воспитывает высокоинтеллектуальное понимание его сущности. Возможно, это происходит благодаря тому, что на Западе к Айкидо тянутся образованные, мыслящие люди, которые воспринимают и особенность Айкидо - высшего проявления японской духовности - и его универсальность - красоту и рациональность движений Айкидо.
Будущее Айкидо в безопасности, пока все занимающиеся, как японцы, так и иностранцы, стараются упорно тренироваться и развиваться духовно. Если это имеет место, то мы можем внести свою долю в то, чтобы сделать этот мир лучшим местом для себя и наших детей. Ибо именно это, в конечном счете, и есть цель истинного будо.

hikari.GIF (6868 bytes)

"хикари"

свет(Морихей Уэсиба)

 

 

Автор и WEB-мастер Матвеев В.А.   т.ф 422-97-21 , 
  E-mail:<sfox@online.ru>
 

Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]