20.06.2003

начало | содержание| ЯПОНИЯ
 

                           

ЖУРНАЛ "ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ"

 
НАШ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
НАГАСАКИ



Для туриста префектура Нагасаки (Nagasaki) - настоящий рай. Грозные замки феодалов, средневековые усадьбы самураев, виллы западного образца, построенные во второй половине XIX века, уникальные памятники истории и культуры, курящиеся вулканы, горячие минеральные источники, островки с девственной природой, великолепные пляжи - здесь есть все для самого взыскательного гостя.
Площадь префектуры - 4112 кв. км, 45% приходится на малые острова (их около 1000, населенных и безлюдных), в изобилии разбросанных по прилегающей акватории. Население - около 1,5 млн. человек. Климат здесь теплый и дождливый. В состав префектуры входят два национальных парка.

Нагасаки - самая западная префектура Японии. И не только по географическим показателям, но по историческому опыту, традициям, умонастроениям населения. Говоря военными терминами, она и форпост Японии, обращенный лицом к странам ЮВА, Китаю и, в конечном счете, к Европе, она и плацдарм, первым захваченный европейцами, рвавшимися через "бамбуковый занавес" самоизоляции к японским рынкам. Отсюда - многие характерные черты префектуры.
Трудную историю Нагасаки, временами романтическую, временами трагическую, лучше всего проследить на примере ее административного центра. Как и многие другие прибрежные города Японии, Нагасаки берет свое начало с маленькой рыбацкой деревушки, прилепившейся у подножия
укрепленной усадьбы феодала. Нужно отметить, что местная бухта была (и остается) одной из лучших и безопасных в Японии. Это, естественно, привлекало мореходов, как японских, так и иностранных.
Правда, до этого наиболее благоприятной точкой деловых контактов с Японией считался остров Хирадо (Hiradoshima), расположенный в 70 км к северу от Нагасаки. В 1549 году с португальского корабля, причалившего к пристани Хирадо, сошел католический священник Франциск Ксавье. Судя по всему, он был незаурядным проповедником и за месяц пребывания на острове сумел обратить в христианство около сотни местных жителей. Вскоре между новообращенными и "язычниками", к числу которых иезуит Ксавье относил и буддистов и синтоистов, начались трения и потасовки. Проповедника тут же выдворили за пределы Хирадо, и он перебрался в Ямагути. Но распространение католицизма в этой части Японии остановить не удалось. Дело в том, что крещение приняли и некоторые феодалы в надежде на дополнительные выгоды от торговли с Европой. А затем происходило принудительное крещение всех подданных этого феодала.
По просьбе португальских купцов гавань Нагасаки в 1571 году была открыта для захода иностранных кораблей. Торговцы из северных стран Европы, стремясь избежать ненужной конкуренции с португальцами и испанцами, предпочли обосноваться на Хирадо, где с 1609 года была открыта голландская торговая фактория, несколько позже - английская. Правительство сёгуната стремилось держать торговлю с Западом под жестким контролем, поэтому после 1613 года европейцам было разрешено торговать только в этих двух точках - Хирадо и Нагасаки.
С Хирадо связано и имя англичанина Уильяма Адамса. Он служил штурманом на голландском корабле "Лифде", после жесточайшего шторма прибитом волнами в 1600 году к берегам Кюсю. История его злоключений известна россиянам по многосерийному фильму "Сёгун", снятому по роману Джеймса Клавела. Адамс, получивший в Японии новое имя - Андзин Миура, - сумел доказать свою полезность правителям Страны восходящего солнца, стал советником сёгуна, был даже награжден большим поместьем. Он неоднократно посещал остров Хирадо, там он и был похоронен в 1620 году.
Постепенно активность торговых операций с европейскими купцами стала смещаться в сторону Нагасаки. Местные власти не хотели допускать свободного расселения иностранных моряков и купцов в городе. Поэтому в 1634-1636 гг. в гавани был отсыпан крохотный (1,31 га) островок, получивший название Дэдзима (Dejima). Деньги на строительство предоставили 25 торговых домов Японии, поддерживавших деловые контакты с европейскими купцами. Остров был соединен с берегом небольшим мостом. На Дэдзиме и была основана португальская торговая фактория, куда переселили всех португальцев, обосновавшихся в тех или иных городах страны. Но существование португальской фактории на острове было очень недолгим. Дело в том, что за португальскими и испанскими купцами всегда следовали католические проповедники, весьма настойчиво обращавшие в "истинную" веру аборигенов. В декабре 1637 года на полуострове Симабара (Shimabara hanto) вспыхнуло крестьянское восстание. Вскоре волнения перекинулись на острова Амакуса (Amakusa shoto). Восстание было вызвано непомерными налогами, но так как в этом районе жило немало новообращенных христиан, во всем обвинили католических проповедников. Посланные сёгунатом войска разгромили восставших. Голландские купцы оказали правительственным войскам помощь, предоставив им свой флот для штурма замка Хара, где укрепились восставшие. В сражениях и последовавших за ними казнях побежденных погибло 37 тысяч человек. Их распинали, жгли, бросали в источники с кипящей водой. Уцелевших духовных пастырей восставших - католических священников немедленно изгнали из страны. А за ними были депортированы в Макао и купцы вместе с их японскими женами и детьми.
Все это дало повод правительству Японии довести до логического конца политику самоизоляции страны. Приближение иностранных судов к берегам Японии было запрещено под страхом смертной казни. Жесточайшие кары обрушились на головы японских моряков, вынужденно или намеренно заходивших в чужие порты, сталкивавшихся с иностранцами. Беднягам просто рубили головы. Христианское учение в Японии было запрещено. Проповедников и их убежденных последователей казнили, а остальным японцам пришлось пройти через процедуру фумиэ, в ходе которой каждому предлагалось потоптать ногами крест или христианскую икону. Отказывающихся признавали скрытыми христианами и немедленно казнили.
Избежали изгнания только голландские купцы. Они были протестантами и потому не занимались религиозными проповедями. Это их и спасло, хотя в правительстве долго не могли решиться на то, чтобы разрешить голландцам пребывание в Японии. Но заинтересованность в поддержании чрезвычайно выгодной торговли с Европой пересилила опасения, и голландскую факторию перевели на Дэдзиму. Остров обнесли высоким забором. Небольшой мост, связывавший Дэдзиму с Нагасаки, строго охранялся. Никого из иностранцев с острова не выпускали, а в факторию проход разрешен был только уполномоченным японским торговцам и проституткам. Не позволялось совершать религиозных обрядов ни на Дэдзиме, ни на голландских судах, пристающих к этому острову. Это положение сохранялось до середины XIX века.
Однако полностью искоренить христианство японским властям так и не удалось. На севере Кюсю и в прилегающих районах Хонсю сохранились немногочисленные общины тайных христиан, иногда маскировавшихся под те или иные буддийские секты. Так, вознося в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон, многие из этих учеников св. Ксавье (после смерти он был канонизирован) отождествляли ее образ с Пречистой девой Марией. Лишь после крушения навязанной сёгунатом политики самоизоляции скрытые христиане вышли из подполья.
И поныне Нагасаки остается основным оплотом японского католицизма. Горькой иронией судьбы его последователи считают тот факт, что сброшенная на Нагасаки
9 августа 1945 года атомная бомба взорвалась именно над католическим собором Ураками.
Знакомство с Нагасаки лучше всего начать с Дэдзимы, вернее с того места, где этот островок когда-то располагался. Постоянно ведущееся наступление на море привело к тому, что отделявший факторию канал в 1904 году был засыпан. Дэдзима как бы отступила в глубь полуострова, на котором построен Нагасаки. Но там существует музей и несколько старых домов в европейском стиле. Рядом - весьма любопытный макет старой Дэдзимы, выполненный в масштабе 1:15. Сейчас Дэдзима соседствует с местным Чайна-тауном, районом, где обосновалось бесчисленное количество китайских ресторанчиков, магазинов, сувенирных лавок.
Север и северо-восток Нагасаки занимает район Яматэ (Yamate). На его склонах, спускающихся к гавани, издавна селились иностранцы, и потому эти кварталы иногда именуют Голландским холмом (Oranda Zaka). Часть из построек западного стиля, возникших здесь в XIX веке, сохранилась. В иных размещены официальные ведомства, например консульство Франции, в других - модные магазины, кофейни и ресторанчики, сохраняющие ностальгическую атмосферу позапрошлого века.
Объектом постоянного внимания приезжих служит католический храм Оура (Oura Church), старейшее готическое здание в Японии, воздвигнутое в 1865 году французским миссионером. Окружающий храм квартал представляет собой очаровательный лабиринт мощенных брусчаткой улиц, петляющих между заросшими мхом стенами. Но, пожалуй, самой большой известностью в этом районе пользуется дом Гловера. Это один из старейших жилых домов западного стиля в Японии. Шотландский купец Томас Гловер обосновался в Нагасаки в 1858 году, торговал оружием, кораблями. Но его дом прославился совсем другим. Хотя он никоим образом не связан с событиями, легшими в основу оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй", он широко известен как "дом Чио-чио-сан". Сад дома Гловера, из которого открывается великолепный вид на бухту Нагасаки, может служить идеальной декорацией к опере. Так и кажется, что на площадку на вершине горы вот-вот выйдет печальная японка и будет пристально разглядывать рейд в надежде увидеть возвращающийся корабль своего любимого.
Очевидно, таких Чио-чио-сан в Нагасаки конца XIX века было немало. Тогда у приезжих моряков-европейцев существовал обычай брать японок, чаще всего гейш из чайных домиков, во временные жены на период своего пребывания в Японии. Грешили этим и русские моряки. Так, на северо-западе бухты, у подножия горы Инаса (Inasayama) некогда существовала "русская деревня", где на арендованной российским правительством земле селились моряки приходящих в Нагасаки на ремонт или зимовку русских кораблей. Иные из моряков заводили себе временных жен. Такой подругой обзавелся и член императорской фамилии великий князь Александр Михайлович Романов, побывавший в Нагасаки в 1887-1888 гг.
Как утверждают, от таких временных браков в Нагасаки осталось немало детей смешанной крови. Но куда более зримым напоминанием о тех годах служит иностранное кладбище у подножия Инасы. Там и по сей день можно обнаружить сотни могил россиян, умерших от болезней и ран в Нагасаки. Ведь этот порт служил не только стоянкой для российских кораблей, но и местом содержания военнопленных русско-японской войны 1904-1905 гг.
Давним связям города с Европой посвящены увеселительные тематические парки Нагасаки. Один из них (Hausten Boss) воспроизводит облик Голландии XVII века с купеческими домами, каналами, пивными, гостиницами. Этой же теме посвящена экспозиция так называемой Голландской деревни (Oranda-mura), ориентированной на детские развлечения.
Из других достопримечательностей центральной части Нагасаки можно упомянуть т.н. Очковый мост (Meganebashi), построенный в 1634 году китайским монахом Ниёдзё, настоятелем буддийского храма Кофукудзи (Kofukuji). Это старейший в Японии каменный мост зарубежного образца. Его арки, отражаясь в воде, создают впечатление очков, отсюда и название моста. А сам храм Кофукудзи, расположенный в пяти минутах ходьбы от моста, является главным китайским храмом в Нагасаки. Он был построен в XVII веке. Его внешнее оформление воспроизводит традиционные каноны южнокитайского храмового зодчества. Кофукудзи расположен в квартале Тэрамати (Teramachi - Храмовый городок). Здесь сосредоточено большое число религиозных заведений. Храм Софукудзи (Sofukuji) известен своей тонкой, изысканной архитектурой, а также летним праздником поминовения предков урабон-э, для участия в котором собираются тысячи японцев китайского происхождения со всех концов страны. Между Кофукудзи и Софукудзи расположена целая линия буддийских храмов - Дайкодзи (Daikoji), Тайондзи (Taionji), Хаккодайдзи (Hakkodaiji), Тёсёдзи (Choshoji), Ёммёдзи (Yommyoji). Одно из самых древних и почитаемых святилищ Нагасаки - синтоистский храм Сува дзиндзя (Suwa Jinja), посвященный богу моря, считающемуся покровителем города. Окрестности храма каждый октябрь становятся ареной для танцевальных карнавалов во время массового праздника Окунти мацури.
Памятником трагической атомной бомбардировки города в августе 1945 года является Парк мира (Heiwa koen) с 10-метровой бронзовой скульптурой божества, молящего о мире для людей, и Музей атомной бомбардировки Нагасаки.
Основным промышленным объектом в Нагасаки является судостроительный завод "Мицубиси", к созданию которого, кстати, приложил силы и упомянутый выше Томас Гловер. Теперь это самое современное судостроительное предприятие в мире. Его доки способны производить суда водоизмещением до 1 млн. тонн. Нагасаки вообще называют вотчиной "Мицубиси", так как здесь расположены и другие производственные мощности этого концерна.
К востоку от города Нагасаки расположен полуостров Симабара. Он входит в пределы Национального парка Ундзэн-Амакуса (Unzen-Amakusa Kokuritsu koen), площадь которого 250 кв. км. Богатые минеральными источниками, воды которых исцеляют ревматизм, эти места издавна служили курортной зоной, в том числе для иностранцев, приезжавших сюда на отдых и лечение из Шанхая и Гонконга. Однако время от времени местная природа демонстрирует свой характер. Так, летом 1991 года ожил вулкан Ундзэн (Unzendake), возвышающийся на 1359 м в центре полуострова. Выбросы лавы, раскаленных каменных бомб и пепла были весьма устрашающи, хотя, конечно, несопоставимы по трагическим последствиям с извержением 1792 года, когда погибло более 15 тысяч человек.
Главным городом на полуострове считается Симабара с населением около 45 тысяч человек. В 1624 году здесь был воздвигнут замок. В 1964 году он реставрирован и теперь служит городским музеем, экспозиция которого посвящена в основном истории Симабарского восстания (1637-1638) и памяти христианских мучеников в Японии.
Как уже упоминалось, в состав префектуры Нагасаки входит немало больших и малых островов. Наиболее интересные с туристической точки зрения среди них - архипелаг Гото, острова Хирадо и Цусима.
Архипелаг Гото (Goto retto) упомянут в самой древней рукописи Японии "Кодзики" (712). По легенде, мифические создатели Японии - боги Идзанами и Идзанаги - совершили процесс творения в несколько этапов. В своей юности они создали восемь наиболее крупных островов, а постарев - еще шесть, среди которых был и Тиканосима, как раньше именовали архипелаг Гото. Архипелаг состоит из пяти основных островов - Фукуэ (Fukue), Нару (Naru), Вакамацу (Wakamatsu), Накадори (Nakadori), Уки (Uki) - и полутора сотен маленьких клочков земли, скал, вытянувшихся в одну линию, продолжением которой на северо-восток станут острова Ики и Цусима. Более 500 лет архипелагом управлял феодальный клан Мацуура, построивший на Фукуэ в 1383 году свой замок Тацунокути (Tatsunokuchi, букв. "Рот морского конька"). Острова Гото долгое время были базой торговцев, поддерживавших деловые связи с Китаем, и пиратов, регулярно грабивших купеческие корабли. А в 1863 году на Фукуэ была построена еще одна цитадель - Исидадзё (Ishidajo), самый последний феодальный замок в Японии. Он был предназначен оградить юг Японии от вторжения "черных кораблей" американцев. Строительство замка заняло 15 лет, к работам было привлечено 50 тысяч человек. Теперь эта огромная структура, огражденная наполненным водой рвом, служит центром обширной парковой зоны.
Под юрисдикцию префектуры Нагасаки подпадает и остров Цусима (Tsushima), вернее два острова - Симоагата (Shimoagata) и Камиогата (Kamiagata), - соединенные между собой мостом. Они расположены посреди Цусимского пролива в
80 км от ближайшего японского порта и 53 км от корейского Пусана. Лишь 3% территории Цусимы можно использовать в сельском хозяйстве, поэтому остров жил поставками древесины, грибов и таможенной службой. С XIII по XIX в. Цусиму контролировал японский клан Со, подчинявшийся непосредственно императору или сёгуну. Феодалы семьи Со жесткой хваткой удерживали основные торговые связи между Японским архипелагом и континентом. Именно они решали, кого пропустить через пролив, а кого отправить восвояси.
Стратегическая важность острова обусловила и то, что здесь в свое время проходили кровопролитные сражения. В 1274 году Цусима была ненадолго захвачена войсками монгольского хана Хубилая, а в 1905 году у этих берегов бесславно погибла русская эскадра, разгромленная флотом адмирала Того.
Значительная часть островного населения, составляющего 48 тыс. человек, живет либо в Идзухаре (Izuhara), главном городке Симоагаты, либо в Хитакацу (Hitakatsu), основном селе на Камиагате. В Идзухаре был построен и родовой замок клана Со - Кинсэкидзё (Kinsekijo). На обоих островах существуют краеведческие музеи, древние храмы и, конечно же, великолепные пляжи.

 

 


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
  т.ф 422-97-21 ,  

 E-mail:<sfox@online.ru> 

TopList