начало | содержание
 
    http://www.aikiclub.ru/
one.html  

 

31.10.2001
Матвеев В.А.

Первый класс.  

 

Ох уж этот Первый класс.

Перспектива школы  давно томила меня. Родители часто поговаривали : осенью в школу, а ты........ И школа с ее первым классом и совершенно незнакомыми будущими приятелями, которые и отлупить могут, не очень прельщала. А сейчас уже и лето кончается – завтра ТО самое 1 сентября. 

А вот и утро.

На стуле серая мышиного цвета форма, фуражка с лакированным козырьком, пояс с пряжкой, необъемный портфель, яблоко на столе, какой-то букет и суета, и суета... По радио бодро маршем гремит музыка и какая-то женщина рассказывает какой это прекрасный праздник. Я с ней был согласен только частично. Но меня взяли и повели в школу. Дворами, проходами, мимо мусорных бачков и булочной , вдоль забора с пиками... Вся улица полна довольно радостных детей , крепко держащихся за руки родителей. Вообще-то, все движущиеся к школе были внешне радостны и я быстро поддался  этому общему настроению. Все вокруг начало мне нравиться  и тогда я уже веселее зашагал рядом с мамой, снизу вверх разглядывая взрослых и с опаской поглядывая на пацанов. 

Ближе к школе толпа увеличивалась и стала похожа на клумбу, радио уже просто орало. Вокруг празднично нервозная суета, крик, шум страшный, но чувствовался  намечаемый порядок и этот порядок определяли транспоранты с цифрами в руках у очень старых школьников, на которых снизу было даже страшновато смотреть. 

Какие-то внутренне важные люди стояли на ступенях школы, да школа эта стоит и сейчас почти вплотную к нашему залу на Шаболовке – школа N45. Эти люди, как потом оказалось, были учителя и самый важный из них Директор, но его я так и не видел и не помню. Зато помню директора средней школы N69 на Хавско-Шаболовском переулке рядом с домом, где я учился в 5-6 классе, мы его прозвали Джага ( был такой персонаж в тогдашнем невероятном индийском фильме – «Бродяга»). 

Так вот, прошло с получаса, закончились важные и наверное нужные кому-то кроме нас-без каких то минут  первоклассников, речи о том, как мы уже невероятно счастливы , а будем почему-то еще  счастливее и нас стали строить в ряды . Каждый ряд начинался у одного из транспорантов с цифрой. Мой ряд начинался с цифры -1а. Всего кажется было  не более 7 -ми первых классов. Лицо своей первой учительницы я помню хорошо, оно сильно запомнилось плачущее в 1951 году после смерти Сталина, тогда я был во втором классе,  учительница просто рыдала- мы ничего не понимали. 

Пропущу прогулки рядами по коридору парами, да школы в то время были раздельные, т.е. девченок с нами не было, противную холодную манную кашу политую киселем , двойки и колы и дневники забрасываемые в мусорные баки попути из школы, весь стыд и редкую радость обучения, отчаянно веселые гулянки после или вместо домашних уроков, порку отца, местами не очень безобидные проказы, сараи, крыши, голуби, блатные, старьевщик с телегой и лошадью в нашем дворе, номерки  на руке в очередях за мукой, арбузы, духовые оркестры на Мытной, Универмаг!!!, трамваи, ледяные горки и сломаный на ней нос, летние каникулы невероятной длительности......но с сожалением отрываюсь от этих волнующих и сейчас мысле-картин прошлого.

Эх, жаль.....Но задуманная мною цель - немного рассказать о чистописании или, как сейчас можно было бы сказать, каллиграфии. 

Ручки перьевые, невыливыйки чернильницы, постоянно синие пальцы и чистый лист бумаги. Класс. Перед нами учительница. Первое задание – писать вертикальноые палочки в тетрадках для арифметики – в клетку.Палочки, палочки, палочки, язык на сторону, голова болтается в такт руке, сидим криво...... Учительница  терпеливо поправляет каждого, показывает каждому как правильно написать эту палочку, выравнивает спину, складывает мои пальцы правильной щепоткой, а ручка все рано вертится – пальчики-то еще слабые именно для этой работы, баловаться  пожалуйста хоть весь день,  а палочи писать..... Хочется написать лучше всех, но кляксы портят все да еще е и текут по листу и прямо на колени. Праздник получился какой то странный. Весь урок палочки. Весь лист исписан вкривь и вкось. И домой опять задали палочки. Сколько это продолжалось не помню. Пока палочки стали хоть как-то приличными прошло много времени, по детским  внутренним часам раз в 100 больше чем на гулянье. Еще вертикальные палочки не стали уж совсем вертикалными и не перестали извиваться  подоспело новое задание - писать наклонные палочки. Однако, дело пошло лучше. Потом крючечки, потом кружочки, потом крючки посложнее, потом отдельные буквы, потом слоги и короткие слова. Все успевали по разному. Кто-то очень быстро просто каллиграфически выводил эти кривые констуркции, кому-то это почти не удавалось, но класс шел и шел вперед. И нас научили-таки писать красиво с нажимом, слегка витиевато и строго. Прописи каллиграфии мне лично очень нравились, получалось у самого не очень здорово-был достаточно и обычно ленив. Несколько сдерживал ремень, но тот же ремень был причиной самых глубоких стрессов,  сломавших что-то большое внутреннее и это внутреннее потом пришлось мучительно долго делятилетиями исправлять. 

Школу, вообще, вспоминаю с достаточной степенью ужаса, но нас чему-то научили  и мы в школе чему-то научились. 

Хотел написать об одном, а вышло....... 

 


Автор и WEB-мастер Матвеев В.А.   т.ф 422-97-21 , 
  E-mail:mailto:sfox@online.ru
 

Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]