01.01.2004
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 
 
          RYUSUIKAN DOJO

   часть 1 I часть 2

Джон Стивенс.

                        ОБИЛЬНЫЙ МИР

                     Биография Морихея Уэcибы,  основателя Айкидо.

   Часть 2   

           Строительство жилья было их первой заботой. Но к тому    моменту, когда был готов кров, стало уже слишком поздно успеть расчистить расчистить достаточно земли для сельского хозяйства. Землю обработать они смогли только на следующий год, однако урожаи оказались очень бедными и первые три года все переселенцы кормились только картофелем, дикими овощами и выловленной в ближайших река рыбой. На Морихея, как на руководителя  экспедиции,  обрушился  главный удар критики его недовольных  спутников.  Чтобы как-то исправить ситуацию Морихей без устали работал  днем  и ночью.  Но в 1915 году общими усилиями перебороли ситуацию и посевы начали давать хороший урожай, а  лесопильный бизнес - приносить доход. Для дальнейшего укрепления местной экономики Морихей помог организовать сыроварение,  начать разведение лошадей,  поставить горное дело.  Кроме того он принял участие в создании местной медицинской службы и школы. Как гром среди ясного неба  -  1917 год. Страшный пожар уничтожил весь поселок,  включая жилище  Морихея.  Эта  катастрофа     сильно  задержала развитие колонии.  Морихей снова без устали работает   на восстановлении поселка. Он выбирается в поселковый совет и становится  известен всему району как ответственный и деятельный руководитель. Ширатакский период был единственным временем  в  жизни   Морихея, когда он вел себя более или менее традиционно. Будучи глубоко  уверенным, что успех всего проекта в значительной мере зависит от него, обычно непредсказуемый, склонный к дон-кихотству Морихей был практичным,  благоразумным и аккуратным. В первые годы жизни в Ширатаки занятие  Морихея  воинскими искусствами состояли в основном в поднятии ог-     ромных бревен и стычками с разбойниками,  которых он часто встречал во     время своих одиночных походов (хотя Морихей сурово обходился с обычными преступниками и беглыми заключенными, он искренне ссострадал беглым наемным рабочим, привлеченным на Хоккайдо фальшивыми обещаниями, которые находились практически на положении рабов. С помощью выкупа  и  другими  путями ему удалось освободить сотни этих несчастных людей).  Морихей был также искусен в покорении  разъяренных  хоккайдских     медведей,  добродушно деля свою горную хижину и еду с этими огромными животными. Говорят, что медведи обычно наблюдали как он спускается  с гор в поселок. 

      Во время жизни на Хоккайдо Морихей был полностью  захвачен идеей развития физической силы и  выносливости.  Ежегодно  он  срубал пять сотен деревьев,  голыми руками выкорчевывал пни,  объезжал  диких лошадей,  ломал толстые ветви о свою спину.  Он также продолжал  медитировать на открытом воздухе и ежедневно, даже в середине холодных    Хокайдских зим,  омывал себя ледяной водой. Морихей научился вырабатывать в себе внутреннее тепло,  аналогичное "небесной одежде" Тибетских     отшельников.  Он рассказывал своим ученикам, что прорубь на реке, в которой  он часто купался  никогда не замерзала даже в самые холодные дни.  В  первый и ,по-видимому, единственный раз в его строгой и праведной  жизни  у  Морихея  была возлюбленная,  молодая девушка из Танабе,  окружившая  резкого вождя нежной заботой в первые годы жизни на Хоккайдо.  Эта любовная связь сразу же прекратилась после приезда жены Морихея. Вскоре приехала жена Морихея, которая оставалась в Вокаяне в ожидании,  пока в Ширатоки не будут сделаны необходимые для переезда семьи приготовления. Наиболее важным событием в     жизни Уэсибы на Хоккайдо стала его встреча с Сокаку  Такеда,  грозным     мастером Дайто Рю Айкиджитсу. 

           Сокаку Такеда, последний из воинов старой школы,  родился в 1860 году в Айзу (ныне префектура  Фукушима).  В   стране неистовых самураев, воины из Айзу были одними из наиболее грозных.  Вся провинция была кладезем боевых искусств. Повсюду в Айзу были   тренировочные  залы  и инструкторы по всем возможным видам боевых искусств.  Как только Сокаку стал ходить, его начали учить фехтованию  на  мечах, копейному бою, боевому джиу-джитсу и борьбе сумо. Учителями Сокаку были его чрезвычайно суровый дед Соеман и отец. Они опаляли огнем пальцы мальчика, если он не достаточно быстро осваивал новую технику. К счастью, мальчик оказался вундеркиндом, которого не интересовало ничего  кроме  воинского  искусства.  В тринадцать лет Сокаку был отдан в     ученики Тома Шибуа для изучения Оно Итто Рю стиля фехтования на мечах.     Через четыре года он окончил школу и получил диплом инструктора.  Согласно официальным анналам Дайто Рю,  Сокаку после этого стал проживающим в до- ме учеником прославленного мастера Джикишинкаге Рю Кенкичи Сакакибары.  Однако никакой записи в хронике школы об этом нет.  В  последствии Сокаку пренебрежительно отзывался о Сакакибаре. Сейчас трудно установить как много тренировался (и тренировался  ли  вообще)  Сокаку под  руководством  Сакакибары.  Скорее  всего Сакакибара послал Сокаку учиться у главного инструктора Кошинмей Рю Шунзо Момонои в Осаку.  Однако Сокаку хвастал, что побеждал Момонои два раза из трех. Получилось  так, что подростком Сокаку перемещался из одного тренировочного зала в другой и не имел постоянного учителя. В 1875 году неожиданно умер его старший брат и молодой фехтовальщик был вызван в Айзу,  чтобы согласно семейной  традиции  стать синтоистским монахом. Сокаку послали изучать  основы службы к выдающемуся знатоку воинских искусств монаху Сайго Таномо, который был последним человеком, способным преподавать секретную технику ошики-учи клана Такеда.  Таномо, главный советник лордов Айзу, был одним из немногих вассалов убеждавших правителей Айзу не оказывать сопротивление правительству Мейджи. К несчастью, советы Таномо были отвергнуты и сотни его соотечественников погибли в вспыхнувшем в 1868 году яростном,  но совершенно бесполезном восстании против власти императора. Во время последнего штурма Таномо находился в Хокодате на Хоккайдо,  куда он был отправлен для организации  обороны  "до  последней  капли крови" с помощью сторонников режима клана Токугава. Тем временем силы императора сокрушили защитников Айзу. Когда враги проникли за укрепления мать Таномо, его жена, четыре дочери и еще четырнадцать домочадцев совершили массовое самоубийство,  чтобы не  быть  обесчещенными     пленом.  Рассказывают,  что   когда на месте самоубийства появился адъютант Таномо,  одна из его дочерей была еще жива.  "Враг или друг?"  - спросила она. Услышал ответ "Друг", она спокойно попросила солдата добить ее ударом кинжала в сердце. Так она последовала за своей матерью и сестрами, совершив почетное самоубийство самураев. Ничего не знающий о судьбе своей семьи Таномо был пленен на Хоккайдо, а потом прощен новым правительством, которое высоко оценило его способности. После этого Таномо стал синтоитским монахом и неформальным  советником  правительства. Повинуясь духу времени, Таномо решил, что высочайшая техника ошики-учи, которая так хорошо помогала воинам Айзу, должна быть систематизирована  и в полном объеме представлена всему миру.  Когда Таномо  понял,  что Сокаку совершенно не годится на роль  синтоитского  монаха (демонический воин был практически неграмотен; он был слишком поглощен  занятиями воинскими искусствами,  чтобы тратить время  на  чтение  или   письмо), он  начал обучать своего ученика искусству ошики-учи.  Однако     Сокаку был вторым человеком, которого Таномо решил сделать своим приемником.  Сначала Таномо начал передавать тайное искусство своему при- емному (по некоторым сведениям внебрачному) сыну Широ (1872-1923). Талант  Широ  в последствии привлек к нему внимание Джиго Кано,  который  сразу же пригласил молодого человека в только что открытый тренировочный  зал  Кокадан Дзюдо. В 1887 году был проведен открытый матч между     представителями старой и новой школы  джиу-джитсу.  Используя  приемы,     которым он обучился от Таномо, Широ победил своего огромного противника и принес победу команде Кано. Кано смотрел на Широ как на своего наиболее  способного ученика;  Таномо также считал его своим преемником.  Широ мог бы стать вторым Морихеем,  но в 1891 году по известным только  ему  причинам он внезапно прекратил занятия ошико-учи и дзюдо и сбежал  в далекий Нагасаки,  чтобы посвятить  себя  журналистике,  политике  и японской стрельбе из лука.  Он пресек все попытки заставить его возобновить занятия ошико-учи или дзюдо.  Только когда стало ясно, что Широ  тверд  в своем решении,  Таномо в конце-концов остан вил свой выбор на  Сокаку,  как на хранителе технике ошики-учи. Тем временем непоседливый Сокаку  опять пустился странствовать с целью отточить свою боевую технику.  Приблизительно в 1877 году он оказался в Кюши,  где он возможно рассчитывал  застать восстание родственника Таномо Такамори Сайго . Сокаку был еще ребенком во время первого восстания в Айзу.  Если  бы  он был  несколькими годами старше он был бы вынужден совершить самоубийство вместе со всей знаменитой Бякко-Таи (армия  мальчиков  Айзу).  Но     когда  он  попал  в Кюши восстание было уже подавлено,  так что Сокаку     пришлось довольствоваться только баталиями в местных доджо. После того,     как  он  одолел всех соперников в Кюши,  Сокаку отправился на Окинаву,     родину боя "пустой руки".  Там он добавил в список освоенных им воинсих искусств карате.  Короче говоря, Сокаку был в юности "уличным бойцом",  и вступал в сотни поединков не на жизнь,  а на смерть.  Он убил несколько  противников,  а  однажды  вел  маленькую войну против банды строительных рабочих. Сокаку повздорил с бандитами, а когда они атакоали его с топорами, железными прутьями и камнями, он обнажил свой меч. Сокаку "прорубил" себе путь через толпу, оставив на месте происшествия много  убитых и раненых.  Сокаку арестовали и обвинили в убийстве,  но после того как ему удалось доказать,  что он действовал в целях самообороны,  он был освобожден.  Все же власти конфисковали его меч и предупредили, чтобы больше таких случаев не повторялось. Свирепое выражение лица Сокаку происходило от недостатка двух передних зубов.  Он потерял их во время демонстрации против трех вооруженных  копьями  человек. Когда Сокаку для того, чтобы произвести впечатления на аудиторию, перерубил летящие копье,  острие копья попало ему в рот.  В 1880  году Сокаку продолжил свои занятия с Таномо в монастыре Никко Тошогу, куда последний был назначен помощником настоятеля.  Приблизительно  с  1888 года тридцатилетний Сокаку стал набирать учеников. Он попытался начать нормальную жизнь.  Для этого он женился и построил дом. Однако его жена умерла при вторых родах, а вскоре сгорел и дом. Сокаку отдал родственникам ребенка и снова окунулся в  странствующую  жизнь.  Незадолго  до  1899  года  Таномо обучил Сокаку последнему приему ошики-учи и подарил     ему стихотворение в качестве "аттестата".   

Все люди  знают, что  если   ударить Текущую  реку,
То не останется Следа на воде. 

        Между 1898 и 1915 годом, когда Морихей находился на Хоккайдо, Сокаку странствовал, переезжая с места на место,  в основном в северных районах Японии, зарабатывая себе на жизнь тем, что проводил, то что теперь мы называем семинарами или рабочими встречами.  Если верить записям Сокаку, то практически все ведущие мастера воинских искусств того времени были его учениками.  В те дни стать учеником Сокаку,  значило проиграть ему поединок. То, что очень многие из проигравших ему соперников, были старшими ин- трукторами в своих школах, показывает большое мастерство Сокаку. Он был способен победить любого противника,  независимо от того,  к какой  школе тот принадлежал.  В 1904 году Чарльз Перри, американец, преподававший английский язык в Высшей школе Сендаи,  имел в поезде стычку  с Сокаку.  Перри не понравился вид одетого в обношенную одежду пассажира     путешествующего в вагоне первого класса,  и он попросил кондуктора проверить у него билет.  Когда Сокаку потребовал,  чтобы ему объяснили на каком основании проверяют билет только у него одного,  кондуктор ответил, что делает это из-за жалобы американца. Разъяренный Сокаку вскочил со своего места и бросился  к  Перри  выяснять  отношения.  Перри  встал,  уверенный, что его шестифутовый (180м) рост испугает миниатюрного японца.  Однако Сокаку быстро перехватил кулак Перри, надавил на  болевую точку и бросил противника на стену вагона. После того как Перри оправился от болевого приема,   потрясенный тем,  что с ним легко справился значительно меньший его человек, смиренно извинился и попросил обучить его этому искусству.  Через Перри молва  об  эффективности     техники Сокаку достигла американского президента Теодора Рузвельта. Сокаку отправил своего ученика Шунсо  Хораду,  полицейского  офицера  из Сендаи, в Соединенные  Штаты, где тот на протяжении трех лет обучал  американского лидера и членов правительства.  К этому же периоду относится следующая история. В префектуре Фукушима некий бандит терроризировал местное население. Несмотря на все силия полиции, никак не удавалось его схватить.  Однажды утром бандит был найден мертвым  в поле с  практически свернутой с плеч головой.  Всем хотелось узнать,  кто смог убить этого злодея. Официально никто не был назван, но некоторые полицейские хорошо знали, что Сокаку, который в то время проводил в  тех местах тренировочные занятия,  каждую ночь нарочно ходил один по самым темным дорогам. 

фотография (стр.  13)
Мастер Дайто  Рю  Сокаку  Такеда.

Даже  в  восемьдесят лет он выглядит как и всегда свирепо.   

В 1911 году Сокаку был приглашен в полицейское управление  Хоккайдо  тренировать офицеров полиции.  Хоккайдо служило убежищем не только для мирных   поселенцев, таких как Морихей и его группа, но и для всякого рода бандитов.  Побережье кишело пиратами, а внутри острова по дорогам бродили     разбойники.  Банды, прототипы современной якудзы, занимались контрабандой,  держали игорные притоны. Полиция в большинстве случаев была неспособна справиться с преступниками. Некоторые полицейские участки были     фактически осаждены бандитами. Как американские шерифы, которых посыла-     ли восстанавливать закон и порядок в дикие ковбойские поселки, Сокаку,  в свои пятьдесят лет,  отправился на "дикий запад" Японии. Встревоженные приездом Сокаку гангстеры немедленно установили слежку  за  миниатюрны воином. Когда они узнали, что он каждое утро без оружия посещает  общественные бани,  то послали шестерых хулиганов, чтобы проучить его. Резкие удары мокрым полотенцем оставляют рубцы на обнаженном теле, даже если полотенце находится в руках ребенка.  Сокаку направил свое “ки” в такое подобие оружия и вскоре часть нападавших без чувств лежало на полу, а у остальных были сломаны ребра. Напуганные невероятными способностями Сокаку гангстеры собрали маленькую армию из двухсот человек и окружили отель в котором он остановился. Непокорный Сокаку поклялся покрыть улицы мертвыми телами. Жители города стали спешно искать укрытия. Однако в лучших традициях голливудских вестернов между главарем  банды и  Сокаку  было заключено перемирие и кровопролитие удалось предотвратить. 

                    Когда через несколько лет Сокаку возвратился на  Хоккайдо,  его путь и путь Морихея должны были обязательно пересечься. Морихей знал о     том,  что Сокаку находится на Хоккайдо. Однажды, после победы над громадным борцом сумо Морихея неожиданно спросили,  не он ли есть знаменитый Сокаку     Такеда.  Во время поездки в Енгару Морихей узнал, что Сокаку проводит     тренировки неподалеку в гостинице, и он немедленно направился туда. После того,  как Морихей стал свидетелем впечатляющей демонстрации и  был  ловко  побежден  тощим  Сокаку,  он попросил разрешения получить уроки  Дайто Рю (так Сокаку называл свое учение). И это разрешение было ему   дано.  Морихей забыл обо всем на свете. Он на месяц остался в гостинице  и тренировался с Сокаку день и ночь. После тридцати дней занятий Морихей получил преподавательскую лицензию первой степени. После получения лицензии Морихей, к большой радости своих родных и друзей, возвратился  в Ширатаки. Не имея никаких вестей от Морихея в течение целого месяца, они уже решили,  что он погиб в горах во время снежной бури.  Вернувшись в Ширатаки  Морихей  на  свои  средства  построил доже и дом для Сокаку и   пригласил его приехать к нему. Сокаку ежедневно проводил утром двухчасовую индивидуальную  тренировку с Морихеем и одно групповое занятие  днем. Сокаку был мастером старой школы. Поэтому Морихею приходилось по традиции, как ученику в доме мастера, исполнять всевозможные поручения Сокаку, самому готовить ему еду, стирать одежду и без конца массировать его плечи и ноги.  После большого пожара,  случившегося  в Ширатаки в 1917 году Морихей не мог уже так много     тренироваться с Сокаку. Однако он сопровождал Сокаку во время его инструкционных поездок по Хоккайдо.  В конце 1919 года Морихей неожиданно     покинул Хоккайдо. Официальной причиной его побега из Ширатаки была тя-     желая болезнь оставшегося в Танабе отца. Однако это объяснение кажется     сомнительным.  Есть основание полагать,  что болезнь отца была  только     предлогом,  а не основной причиной отъезда Морихея.  Прежде всего, еще  до получения известия о тяжелом состоянии отца,  Морихей отослал  свою  семью (включавшую к этому времени еще и двух малолетних сыновей) назад  в Танабе.  Кроме того, очевидно, он не собирался оставаться в Ширатаки. Морихей  без  колебаний  раздал  все  свое имущество ( при этом большая часть его имущества перешла к Сокаку). И, наконец, Морихей не бросился сразу же к одру отца, а сделал крюк, чтобы посетить штаб-квартиру новой религии Омото-ке.  Даже если он туда отправился, чтобы помолитьс о выздоровлении отца,  было бы более естественно сначала поехать прямо в Танабе,  чтобы самому оценить ситуацию. С моей точки зрения, причиной отъезда было как отсутствие душевного равновесия у Морихея (он все еще искал цель жизни),  так и его разочарование в методах обучения Сокаку. Он  хотел  провести эксперимент самому,  освободившись от непрестанных требований сурового и раздражительного ментора.  Хотя Сокаку несомненно был  выдающимся мастером боевых искусств и одним из наиболее талантливых будокой всех времен,  его характер оставлял желать лучшего. Он был невыдержанным,  тщеславным  и  высокомерным и необычайно гордился тем, что сразил множество людей.  (Однако, по его словам, души убитых им людей  охотились за ним к  каждую ночь).  Сокаку презирал других учителей и  другие традиции.  В каждом человеке, который чем-то не угодил ему, Сокаку видел врага. Он всегда носил с собой кинжал, а в его посохе скрывалось остро отточенное лезвие.  Это оружие он применял против  каждой осмелившейся облаять его собаки. Сокаку был болезненно подозрительным. Он ничего не ел и не пил (даже приготовленный им самим чай), пока один из  его учеников не попробует не отравлена ли пища.  Существовал слух, что истинной причиной, по которой Морихей отослал семью назад в  Танабе было пристальное внимание, которое стал оказывать Сокаку жене Морихея.     Так или иначе,  но.

         Итак, в 1919 году тридцатишестилетний Морихей оказался  в  Айабе,  маленьком городе недалеко от Киото. Там произошла его судьбоносная встреча с одним из наиболее загадочных  людей  двадцатого  века     Онисабуро Дегучи.  После того, как в девятнадцатом веке в Японии распался старый порядок,  возникла надежда, что из хаоса родится новая эра. Неожиданно повсюду появились предсказатели,  пророки и мессии и  каждый из них провозглашал свой способ избавления от заполнивших  мир насилия,  страдания  и  нужды.  Основателями многих новых религий были женщины.  В этот нервный период ощущалось, что именно женщины с чистым сердцем  были ближе всего к Богу.  И не хорошо защищенные от жизненных невзгод аристократические леди,  а необразованные,  бедные до отчаяния крестьянки.

Начало  часть 1

Продолжение следует...


 WEB-мастер Матвеев В.А. 
  т.ф 422-97-21 ,  

 E-mail:<sfox@online.ru> 

TopList