27.01.2006
начало | содержание | ЯПОНИЯ
 

 
 

четверг, 26 января 2006 г.

 

Вариант статьи в журнал «БЛЕК БЕЛТ»

 

Первая статья

 

 

Техника «Семен ути икке осае омоте » тати

 Вступительные слова.

Двадцать пять лет назад написать  такую статью было проще простого. Сделай фотонабор последовательных фаз приема и опиши словами куда ноги ставить и руки крутить, поскольку все было ново и информации было почти ноль.

Сейчас Айкидо в России развивается уже более четверти века. Информации самой разной очень много, много людей преподающих этот вид Будо и много занимающихся уже вошедших в этот непростой поток знаний и имеющие уже кое какой опыт. Поэтому рассказывать куда руки куда ноги надо двигать занятие мало полезное - все это вы уже знаете или вам это расскажут ваши инструктора. Уже не говорю о том, что мои личные представления о самых важных моментах в техниках  все время изменяются по мере продолжения собственной практики Айкидо.

В рамках неподвижных фото образов и сжатых текстовых площадей журнала трудно рассказать обо всех своих представлениях самых важных моментов техник, да и сами представления чаще всего сейчас находятся в области чувств , а не геометрических построений, а как чувства словами передать? Практически никак. И все же я попробую останавливать ваше внимание на  важных моментах в выполнении рассматриваемых ката Айкидо.

В аттестационной программе  Всемирного Центра Айкидо (Токио, Япония) техника Семен ути икке осае стоит первой. Вообще, Икке осае считается самой трудной ката и это действительно так. В этой форме концентрировано сходятся самые важные принципы Айкидо, на овладение которыми уходят годы и годы.

Но давайте все же попробуем сказать что то полезное для новичков и продвинутых учеников об этой важной форме.

РИС1.

Санкаку тай

 

И так.

В основе Айкидо, возьму на себя такую смелость это предположить, лежат всего  два действия : Семен ути с шагом вперед – рубящий вертикальный  удар в голову и Тенкан – поворот на 180 гр. на впереди стоящей ноге.  Вынужден ограничиться таким вот коротким утверждением , иначе  на остальное места не хватит.

Эти основополагающие действия производятся в одной единственной канонической стойке - Санкаку тай (рис1), представляющей остановленную фазу привычной  всем обыкновенной ходьбы. Это абсолютно естественное устойчивое вертикально-равновесное состояние обеспечивает возможность быстрых поворотов и шагов в любую сторону и полную свободу действий руками.

Вообще - это просто гениально, что в основу Будо О Сенсеем Моихеем Уэсиба была заложена всего одна каноническая стойка. Всего одна ! Да еще очень естественная практически для любого человека. Это с одной стороны очень легко для изучения , а с другой очень сложно, поскольку основные трудности освоения  находятся в области тонких чувст, приходящих только со временем.

 

Рис 2.

Ступни в  Санкаку тай

Санкаку тай имеет устойчивый пирамидальный тип геометрической формы . Характерные особенности этой стойки : ступни взаимно перпендикулярны и расположены на одной линии в направлении к партнеру (рис.2) , тело развернуто в пол-оборота, руки свободно опущены вдоль тела. Скрещенное положение ступней обеспечивает устойчивость неподвижного состояния, изменение длины шагов в этой стойке позволяет эффективно использовать всю мощь Центра и притяжения земли, ощущаемой нами как собственную массу.

Особенностью этой стойки является также ярко выраженный способ передвижения - как и в танцах, движение ступнями. С одной стороны высокая стойка не дает возможности использовать массивные ( но очень медленные!!!) мощные мышцы ног, но... грамотное включение ступней , как и в Кендо, позволяет перемещаться почти молниеносно и невероятно точно. Работу ступней в Айкидо можно сравнить с рисованием картины.

Кроме того, такая позиция , выражающая равновесное состояние Духа и тела , позволяет быть всегда в полной готовности к действию, даже внешне не выражая никаких  признаков агрессивности. И это тоже не мало - самый лучший бой  тот, который не выигран, а не состоялся.

 

 

Рис 3.

Начальная позиция

 

Семен ути, как тренировочный элемент Айкидо, является некоей общей моделью всевозможных вертикально-центральных нападений с оружием и без него. Овладеть мощным, концентрированным, сбалансированным и гармоничным Семен ути очень не просто.  В этом действии концентрировано сходятся воедино принципы Ирими - назовем это способностью войти в надвигающуюся атаку, Маай - точное управление расстоянием и временем взаимодействия, Кокью-хо способность выводить силу, Киме - умение концентровать силу в нужном моменте  и месте, баланс - контроль собственного равновесия и взаимодействия не всегда физически связанных тел Уке-нападающего и Наге-проводящему прием и техника перемещений .

Семен учи можно грубо разделить на 3 фазы.

Первая фаза – это простое расположение двух партнеров в положении Санкаку тай на удобном для атаки и защиты расстоянии (Маай) – рис.3. В Сумо этой части поединка отдается крайне важное значение именно в этом ПРОЦЕССЕ закладывается фундамент возможной победы, тут сталкиваются два Духа Уке и Наге. В Айкидо поединок не предусматривается, но внутреннее состояние должно быть подготовлено к приему. Нужно научиться вроде просто стоять и вроде просто смотреть на готовящегося к атаке Уке.

Наге слегка вывешен на мыски обоих ступней, тело расслаблено, Центр опущен, Дух успокоен, внимание внутренне сконцентрировано и желательно полное отсутствие мусорного (а лучше ЛЮБОГО ) мыслительного процесса.

Все эти умения сами по себе не придут, будьте уверены. Только внимательный , долгий и кропотливый сложный процесс самообучения может вас привести к перечисленным способностям  самоконтроля. Каждый раз, а это 500-1500 возможностей за тренировку, вставая напротив вашего партнера занимайтесь этими вопросами и вы достигнете прогресса.

 

Рис 4.

Полный замах Уке

 

Вторая фаза – начало атаки. Делается широкий взмах рукой в вертикальной плоскости, совпадающий по времени началу движения Уке  к Наге .

Почему такой широкий замах ? Вообще то, каждый такой замах можно рассматривать как тренировку Кокью хо. И этот замах в роли Наге служит исключительную роль защитника. А его ведь надо еще связать с движением, а движение с реакцией на начало атаки .....Не ленитесь повнимательнее отнестись к этой с виду простой форме, много нового и полезного узнаете .

С другой стороны, широкий замах - это способ развить высокую мощность удара, который вы в дальнейшем подарите своему Наге на тренировках.

Широкий замах - это хороший начальный сигнал атаки для недолго тренирующегося адепта.

Широкий замах для правши хороший способ развить свою левую не очень в этом смысле умелую руку.

Словом , широкий замах это ваш хороший добрый тренер.

 

 

Рис 5.

 Окончательная фаза удара семен ути.

 

Далее, одновременно с продвижением вперед, следует вертикальный рубящий удар ребром раскрытой ладони в верхнюю часть лба. Удар заканчивается одновременно с завершением движения сзади расположенной ступни. Именно так проводится удар мечом в голову в Кендо и Иайдо, но техника проведения такого удара  в Иайдо больше соответствует задачам  Айкидо. Почему и отчего - не сейчас.

Эта фаза Рис.5 показывает как взаимно должны были бы располагаться партнеры, если бы атака удалась полностью и вся энергия удара дошла бы до цели.

Это тоже важно и не просто. Правкой данного расположения Уке и Наге занимаюсь каждый божий день (кроме воскресенья) .

В Айкидо приходят самые обычные люди, часто очень далекие от какого либо вида спортивных занятий и им вся эта кухня оказывается крайне сложной.

А для сколько то занимающихся , тоже совсем не просто завершить грамотно это самое Семен ути.

Совсем ученическая форма Семен ути делается просто шагом одной впереди стоящей ноги.

Почему в лоб ? Если Наге проморгает, то сильный удар в лоб вряд ли причинит ему большой вред. Кость там толстая.

 

Основной прием.

 

Рис 6.

Исходная позиция.

 

Теперь после такого пространного вступления  переходим непосредственно к рассматриваемой технике.

Сначала , естественно, исходная позиция Рис.6. Уке и Наге заняли свои места , расслабились, сконцентрировались, сбалансировали свои центры и……..

Одно замечание – нужно очень точно определить Маай – расстояние между партнерами с точностью до сантиметров. Большое Маай – невозможно эффективно атаковать, маленькое – принципиально возможна встречная атака и Наге в этом случае имеет очень мало времени на реакцию. Если вы хотите тренировать реакцию на атаку, то можно сделать Маай поменьше и замедлить скорость Семен ути. Если вам важна работа с мощностью нападения, то сделайте Маай слегка побольше и удар посильнее. У Наге время на реакции будет примерно одинаковым.

Положение ног Уке и Наге в данном случае одинаковое, такая позиция носит наименование Ай ханми .

 

Рис 7.

Начало ути  и продвижения обоих партнеров,

 

 Рис. 7 от  практически одновременное движение навстречу Уке и Наге. Вообще, вопрос начала движения с положения полной неподвижности является крайне затруднительным. Кто тщательно и внимательно занимался этой проблемой меня хорошой поймет. Если не очень ясна проблема,  можете просто снять себя на видео и очень многие с недоумением обнаружат , что есть куда еще сильно развиваться.

Нужно добиться буквально зеркальной реакции на атаку Уке и это грандиозная работа. От этого зависит с какой силой атаки Наге столкнется. Чем быстрее реакция, тем легче управлять Уке.

Если быть совсем дотошным, то Наге может начать двигаться только ПОСЛЕ набора некоторой энергии удара Уке, в этом случае Уке уже не сможет изменить свое совершающееся действие.

И еще для очень продвинутых. Нужно принимать КАЖДУЮ атаку Уке так, как будто вы НЕ ЗНАЕТЕ что сейчас произойдет. Это вот то самое ПОЛНОЕ отсутствие мыслей.....Тренированная ответная реакция в этом состоянии молниеносная.

Исключите состояние ОЖИДАНИЯ.

 

Рис.8

Момент схождения Уке и Наге в контакт.

 

 

Рис.9

  

 

 

И вот свершилось – Уке напал, Наге успел выйти навстречу и принял на себя удар Рис.8

.В идеальном варианте вход в надвигающуюся атаку и опускание Уке на пол должно произойти на счет РАЗ. А это Но поскольку мы разбираем технику, то...

 Вариант «омоте» предполагает использование принципа встречного расхождения – Ирими. Чем выше мастерство Наге, тем меньше у него причин принимать ути Уке в исходной неподвижной позиции. 

Что тут главное? Не ставить принимающую удар руку перпендикулярно атакующей.Этим вы избежите, как минимум, встречных травм .

Подъем рук в положении Рис.9___быстр и мощен и легко переходит к дальнейшим округлым траекториям движения рук.

Рука страхующая локоть Уке может охватывать его большим пальцем, а может и не делать этого.

Крайне важно точно занять  место , в котором Наге должен оказаться  в этот момент .

Слишком близко нельзя оказаться - могут повторно атаковать  свободной рукой или ногой.

Слишком далеко нельзя - получается очень неустойчивая собственная позиция.

 

Рис 10-12 

 Фазы  выведения Уке из равновесия.

 

      

  

  

  

 

Рис.13.

 Наге не стремиться захватывать запястье Уке

Процесс выведения Уке из равновесия и приведение его на пол приведен на последовательных 3 фазах действия Рис.10,11,12

После встречи атакующей руки и фактического тестирования силы атаки, Наге принимает решение опрокинуть Уке на спину ( конечно все это происходит в доли секунды, фактически при первом касании атакующей руки Уке). Если бы Наге это удалось, то  лучшего завершение конфликта для Наге и не придумать.. Уке падает очень сильно спиной и затылком о совсем не мягкую в реальности поверхность. Дальше делай что хочешь.

Более ловкий Уке сколько то времени будет пытаться устоять  и ему это удается , перейдя в равновесное состояние на одной опорной ноге все еще лицом к Наге в надежде продолжить атаку  ( и нога ,очень кстати, освобождается для действия).

Наге же, продолжая воздействие на руку Уке, еще больше выводит последнего из равновесия и тот, в конце концов, вынужден даже опереться рукой  на пол и старается не оторваться от Наге и не повернуться к нему спиной.

И в этом положении  Уке все еще опасен.

Но Наге еще нет причины крепко захватывать руку Уке. Он осуществляет контроль ситуации, оставаясь над Уке через вроде простой контакт рук. В этой положении Уке даже просто уйти в сторону не удастся, он вынужден сдерживать Наге, выводя свою силу вверх к нему. Если Наге достаточно квалифицирован, то он приводит силу своего Центра в место взаимного контакта, где очень чутко отслеживает все попытки Уке выйти из затруднительного положения.

Весь процесс выведения из равновесия и приведение Уке на пол Наге совершает через очень мягкие руки , путем собственного перемещения. Что и позволяет ему быстро и точно обеспечить полный контроль над Уке. 

Постоянный контакт рук Уке и Наге вынужденный. Если один из них этот контакт прервет, то свободная рука каждого партнера может сразу предпринять атакующие действия.Рис 13

_

Рис 14.

Первичная фаза удержания

 

Последняя фаза - Осае ( удержание на полу) Рис.14,15

Опускание Уке на пол Наге завершает прижиманием плеча Уке к полу сильно и решительно через  уже захваченную руку.

  Эта рука  буквально втыкается в пол как штыковая лопата.

Усилить воздействие на Уке возможно дополнительно нагрузив его локоть, оперев захваченное запястье на колено.  Это положение уже может быть вариантом удержания.

Одно колено Наге плотно прижато к телу Уке, еще больше ограничивая его возможную подвижность.Второе фиксирут  положение запястья Уке.

 

 

Рис.15

Поворот на колене в сейдза – удержание. 

 

Если теоретически Уке предпринимает успешные действия для освобождения, может здоровый как лось,  то Наге может простым опусканием колена прийти в положение Сейдза и этим движением нанести очень серьезную травму плечевого сустава – фактически разрушив его полностью. Тогда и та простая с виду форма удержания прижиманием вытянутой руки к полу покажется вполне реальной даже для слабой девушки.

 

Рис.16.

Осае– прямая спина, положение колен

 

Окончание ката – Икке осае.(удержание). В этой завершающей части необходимо выполнить несколько обязательных условий.

Спина Наге прямая

Рука Уке располагается под углом более 90 градусов к его телу иначе возможен легкий уход от удержания путем переворота через плечо на спину.

Одно колено Наге располагается у запястья Уке.

Второе колено Наге продвигаясь от плеча Уке по его ребрам останавливается на уровне плавающих ребер, предотвращая возможную попытку Уке приблизить тело к Наге и уйти от захвата путем переворота через плечо на спину.

Обе руки Наге крепко прижимают локоть Уке к полу , раскатывая его как скалку вперед от себя до появления угла меньшего чем 180 гр.

Наге необходимо вывести всю силу Центра в эту точку.

Голова Наге повернута в направлении головы Уке.

 

 Вот пока и все.

О технике рассказал Матвеев В.А. руководитель "Московского АйкиКлуба" ( "Рюсуйкан ")  4 дан Айкидо Айкикай, 2дан Иайдо и Дзедо, член Президиума и Аттестационной комиссии  сидоин ФААР, вице-президент МФАА, кандидат физ-мат наук МГУ. Общий стаж занятий Будо более 35 лет. Наш сайт http://www.aikiclub.ru

 

Москва 10/09/98  13-27

   
Психо-физические основы Айкидо.

    Вопросы про физико-психологические основы..... В основной группе старших эти разговоры уже давно кончились. Но раз вопрос возник, давайте попробуем кое в чем разобраться. Хочу предупредить, ниже пойдут , как и всегда, только мои личные мысли по этому вопросу.

Таинственное, необъяснимое и чудесное всегда притягательно. И сразу все легко и просто и красиво объясняется . это приятно. С Айкидо также проблема. Вернее не проблема, а просто рабочая задача. Люди часто приходят очарованные словами - принципами, проговариваемыми в связи с занятиями Айкидо. Любовь, Гармония, Энергия, Ки, Сверхконцентрация, Победа без Силы, Использование Силы нападающего, Сферичность, Танден, Центр, Космос , Сверхсила , Несгибаяемая рука, и ........ сами можете продолжить. И все это верно. Все правда. Но эти же люди очарованы именно словами и, приходя в зал, они просят СЛОВ. Достаточно частый вопрос: "А у вас разрабатывают философию Айкидо?" и на мой краткий ответ - "Да, но как процесс работы" ,как правило, уходят и я почти не расстраиваюсь. Значит мне удастся сэкономить много собственных сил, которые могли уйти в просто слова.
Слова-ОТКРЫТИЕ я прочитал у Киссемару Уэсиба. Мне и многим моим ученикам стало очень понятна и близка высказанная им Цель занятий Айкидо. Выше были приведены СЛОВА-ЦЕЛИ приходящих, а это СЛОВО-ЦЕЛЬ МАСТЕРА. Так вот,

                    ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ АЙКИДО -
ЭТО УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИРОВКАХ АЙКИДО.

Как, вас не проняло? Меня пронимает до сих пор. Вы почитайте его книгу-«Дух Айкидо» и вникните в эти простые с виду слова. Здесь полный ответ на все вопросы.

Существует множество способов развития самых тонких и таинственных способностей. На каждом Пути масса пропастей и ловушек. Эти ловушки могут быть абсолютно не явными и крайне приятными и человек, попадая в них, находится в полной уверенности состояния ИЗМЕНЕННОГО сознания. Причем измененного правильно, по его ощущениям, но часто это просто сумасшествие в самой разной форме. Очень не зря каждое такое знание скрыто, запутано, противоречиво....
Сейчас много магов, шаманов, провидцев, видящих и чувствующих..... и они действительно все это что-то видят и чувствуют, но вопрос все рано остается : какие силы к ним пришли . Можно прокопать канал к дому и дождаться рыбу , но какая рыба приплывет? Легко снять задвижку и выпустить тигра, но загнать его обратно? Тайные древние знания сильно были обложены всякими табу и не зря. Сейчас мы обнаглели в край и суем голову в пасть этому тигру запросто, хорошо если он спит или сейчас сыт, но часть его пасти и желудка все-таки самые отчаянные успевают увидеть. Но часть желудка это не весь тигр.

Психо-физические аспекты.

Основное достояние Айкидо это отсутствие соперничества. Раз не надо побеждать кого-то нет и агрессии к нему. Скрытое соперничество и тут же скрытая агрессия. Очень часто приходят люди зажатые насмерть, боящиеся всех и вся, кого и бояться не надо. Боятся всех и всего. Улыбаться стоящему перед ним человеку даже через силу не могут. Вот я потихонечку, полегонечку и подвожу их всех от Любви ко всему Человечеству к просто улыбке работающему с ним человеку. И это удается, трудно, долго но удается. Как же изменяются люди тогда. Без улыбки смотреть на это не возможно. Душа поет.

Второй момент.

 Улыбаться искренне и сжимать кулаки для драки одновременно это извращение. Маньяк это наверное может делать, нормальный человек - не представляю. И на тренировках много-много занимаемся очень мягко, текуче, расслаблено и чутко. По крайней мере ставится такая задача и каждый продвигается в ней как может, благо торопиться некуда. Мягко, расслаблено и связанно.

Третий.

В Айкидо всегда задействованы два человека. Они зависят друг от друга. Доверяют себя другому , позволяя делать над собой страшную технику. Доверие , чуткость и внимание к ДРУГОМУ. И это не приходит сразу. Это получается после пролития ведер пота. Вырабатывается прекрасная контактность. Людей в зале много, все время меняются-замечательный житейский тренаж.

В-четвертых.

 Осанка. Постоянно всех третирую за осанку. Результат-красивые люди, красивые девушки, продвижения по службе, свадьбы, улучшение здоровья, хорошее настроение.......

Пятое.

Сила. Мягкость без силы-расхлябанность. Очень опасен слабый человек, от них самые серьезные травмы. Не в силах справиться со своим телом , двинуть руку или ногу туда куда задумал, для другого может обернуться жестокой травмой. Сила нарабатывается медленно и постепенно и дальше исчезает как внешний атрибут. Женщины остаются женственными, мужчины здоровеют как слоны, то внешне проявляется всего в чрезмерном увеличении объема запястий. Браслеты от часов и рубашки приходится увеличивать.

Последнее,

 иначе можно очень долго болтать. Айкидо система , построенная на круговых циклических движения. Завязанная на мягкость и расслабленность она становится еще одной дисциплиной развития ЭНЕРГЕТИКИ. Это Космос, Ки и так далее. Точно могу сказать, постепенно приобретаются навыки экстрасенсорики и всего относящегося к этому. Кто хочет и не боится лезть глубже-может лезть. По мне - очень мелкими шажками и совсем не за этим. Но корзинка все равно наполняется.
Путей подхода к конечной цели множество, каждый может идти своим путем. Но мы забираемся на одну Гору и в конце можем увидеть Одну луну.
Общаясь в Японии со многими именитыми мастерами Айкидо я ни разу не слышал разговоров на эту тему. Они предпочитают делать это, а не говорить про это.


Матвеев.В.А.

 

  


 WEB-мастер Матвеев В.А. 

 E-mail:<sfox@yandex.ru> 

Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]

Каталог интернет-ресурсов с
описаниями