начало | содержание
 
    http://www.aikiclub.ru/
tenkan1.html  

 

30.08.98 13:08
Москва

              Начальные   проблемы "Тенкан" .

Вот уже 1998 год кончаться будет, а совсем недавно в 1994 году (всего-то 4 года назад!), было мое первое посещение Хомбу Додзе. Сколько же произошло событий и как изменилось понимание и видение всего. Естественно, изменились и приоритеты сейчасного состояния. В 1994 году посещение Хомбу просто перевернуло все, смешало и смутило. Все ясное стало непроницаемо недостижимым, но зато появилась щель к знаниям. Был поставлен, и с помощью Мори-сан, обрел понимаемую форму центральный вопрос о Центре, Гибкости, Устойчивости, Чуткости и Форме. Но все это было только намечено пунктиром. Через какое-то время у меня родилась мысль , что все Айкидо стоит на Тенкане и чем-то еще ( через 2 года станет ясно, что это-Шомен учи). Приезды Курибаяси-сенсея, который для меня был единственным образцом для абсолютного повторения , поскольку в это время все Мастера были для меня абсолютно разными, а за кем-то конкретным было необходимо идти, ставили все новые задачи. Тенкан стал одной их центральных. Кстати сказать, в этот 1998 г.год уезжая в Японию, я опять встал перед стеной - совершенно не знаю, что дальше делать с этим Тенканом. Но приехал, имея перед собой просто необъятные просматриваемые перспективы.

Тогда же, после 1994 г., через год упорной работы и поисков у меня наметился круг вопросов, которые можно было достаточно глубоко изучать в этой простой с виду форме. По просьбе моих учеников я свел их в некое пособие и его-то я и хотел вам сейчас представить. Но почитав как следует, понял, что время уже ушло вперед, хотя проблемы там были очерчены верно. Поэтому я попробую сделать все сначала или что-то поправить и добавить .Посмотрим, что из этого выйдет.
Если мне понравится - предложу вам для обозрения: может это кому-то из начинающих поможет шагнуть хоть чуть-чуть вперед. На эту тему параллельно должен был быть снят фильм, поэтому иллюстраций будет крайне мало. Предлагаемая часть рассматривает первую фазу Тенкан: исходные позиции и захват руки Наге.

Вот какие вопросы будут ниже затронуты.:................
1. Где стоять?
2. Как стоять?
3. Куда смотреть?
4. А как надо ходить ?
5. Как держать?
    · а где и как при этом стоять ?
    · с какой силой держать ?
    · куда направлять свои усилия ?
    · какими пальцами держать ?
    · как держать спину и голову ?
    · что делает свободная рука ?
    · какое МА-АЙ ?
6.С Какой силой держать?
7.А что такое держать сильно?
8.Куда направлять усилия?
9.Еще раз- «Как держать?»
10.Что делает свободная рука?
11. Какое Ма-Ай?

                                   ЧАСТЬ 1.

Начали.
Действия в Айкидо совершаются двумя партнерами. В любой момент между ними происходит взаимодействие. Наиболее наглядно суть сказанного прослеживается в изучении парных форм классического Дзе. Как и в Айкидо там все начинается с заниманием исходных позиций, только там, в отличие от Айкидо, это целый ПРОЦЕСС и РИТУАЛ, связанный просто с конкретной опасностью угрозы применения оружия. Тоже самое относится и к Кендо и Иайдо. В таких формах партнеры становятся связанными с самого начала и до завершения всей или всех форм, а серия форм может длиться не один десяток минут! Любой сбой связи является просто нарушением техники (это в самом простом понимании). Кто знает, что скрывается под термином «Дзансин» (Заншин), меня поймет легко. Так вот, на самом деле в Айкидо таже самая ситуация, и если внимательно смотреть на работу мастеров это будет легко заметить.

Осознав это, я стал вводить в занятия такие   элементы. И было это совсем не легко. Достаточно долго пришлось просто заставлять всех синхронно подходить, вставать, двигаться навстречу, выходить из приема и даже вставать и занимать исходные позиции после бросков. Очень кстати на прилавках появились кассеты с техникой Годзы Сиоды. Там эти элементы доведены до армейской формы. Вот и я их попробовал и получилось. Народ понял что надо делать и после этого к технической форме Айкидо Сиоды я больше не возвращался.

Так что же, собственно, нужно? И о чем же это я так разговорился? А говорю я , как минимум, о технике подхода в исходную позицию и стойках.

Проблема первая-«Начальная позиция и стойки до сближения».

Обычно (вообще, все дальше относится к достаточно «начинающим» ), работа над Тенкан начинается уже после захвата и некоего периода стояния перед выполнением в раздумьях. Либо, в более продвинутой форме, после произвольного сближения до некоего расстояния между партнерами. Но право стоит заняться и некоторыми и другими вещами.
 

Первый вопрос: «Где стоять и как?».
"Где стоять? Где стоять. Где, где........там!"


Подойдем к этой задаче с точки зрения развивающегося конфликта. Мы ведь не забыли, что Айкидо это - БУДО. У одного есть желание напасть (по неизвестной нам причине), у другого ситуация вынужденной защиты. Если это состояние не формировать с самого начала, а в Кендо, Иайдо и Дзедо так и делается, то мы можем прийти к изучению некоего рода танцев., что как самоцель тоже не плохо.
Перед физическим контактом конфликтующих всегда есть фаза психического развития событий. Обычно она сопровождается словами, но мы лишены этой возможности этикетом. Но кричать друг другу слова или метать молчаливо грозные взгляды с 10-ти метров глупо и не серьезно, а если их говорить в упор, то легко получить раньше в глаз. Значит, есть некое оправданное расстояние, на которое надо сблизиться, это расстояние и есть Ма-Ай: гармоничная дистанция. Определим ее так: минимальное расстояние , на котором нельзя нанести самую дальнобойную атаку. Расстояние, с которого сделав шаг вперед Уке может захватить запястье протянутой к нему руки Наге. Не будем сейчас подробно вдаваться в вопрос: «А чего это Наге сует руку Уке?». Просто вспомним, что Будо родилось во времена , когда самураи расхаживали вооруженными до зубов. И так, расстояние определили.


2. Как стоять?
Разные школы Айкидо предлагают разные варианты ответов на этот вопрос. Разница обычно относится к положению рук. В стойках Реального Айкидо руки сильно вытянуты вперед, в «Есинкан» меньше, где-то руки совсем расслаблены и висят вдоль тела. По мне лучше последнее. Полная релаксация и нет внешнего образа вызова у Уке и нет вида предварительной защиты у Наге. С точки зрения реальных столкновений, когда у вас есть стремление разрешить ситуацию бесконтактно ( А хороший священнослужитель именно так вероятнее всего и сделает, хотя риск получить по шее все равно остается) это пожалуй самая подходящая позиция. А если посмотреть на больших мастеров, то они именно так себя и ведут. Чего зря заранее руками-то размахивать? Правда, в этом случае необходима серьезная внутренняя работа над задачей
                        
Всегда быть здесь и сейчас
Теперь можно было бы смело отложить все в сторону , пойти в хорошую библиотеку и засесть за книги. Есть над чем поразмыслить, но оставим заниматься этой задачей каждому самостоятельно.


Начальная позиция тела. Конечно хорошо известная тетрагональная стойка «Санкакутай». На ней останавливаться особенно не буду, просто такая позиция максимально приспособлена для сложно комбинированных вращательно-поступательных перемещений, лежащих в основе Айкидо. Отдельно каждый должен поработать над положением своих ступней: с одной стороны чтобы было удобно стоять в этой позиции, с другой - чтобы это положение полностью соответствовало канонической форме: разворот ступней 90 градусов, ступни находятся на одной линии, соединяющей Уке и Наге.


Отдельный вопрос: расположение проекции центра тяжести на этой линии. В Иайдо, Кендо и Дзедо центр тяжести всегда смещен к впередистоящей ноге и это понятно. В Айкидо основная защита всегда происходит с продвижением вперед - великое достижение этого Будо и большая трудность, поэтому смещение центра тяжести вперед вполне естественно. На сколько? А это у кого как тренированные ноги. В Кендо расстояния между ступнями вообще нет, но с какой скоростью они вылетают вперед во время атаки! Просто невероятно, но вполне нарабатываемо. Сила тяжести - великий помощник умелому.


Еще один вопрос:
3.Куда смотреть?
Никуда. Взгляд рассредоточен и охватывает всю перспективу перед вами. Вот куда не смотреть так это на руку, к которой вы стремитесь. Если вы будете концентрироваться на ней, вам точно голову снесут сразу. Вот в тренировках и заставляйте себя не смотреть на место будущего захвата, пусть ваше лицо будет направлено в сторону лица Наге, но не сосредоточено на нем. Здесь нужна изрядная доля упорства для достижения результата. Задача не простая. А что просто?
И так вы расположились для взаимодействия. Теперь Уке должен преодолеть первоначально набранное расстояние для совершения атаки-захвата руки Наге. Он должен сделать свой ВХОД.
Пожалуй наиболее трудный и важный момент во всех единоборствах - это занять правильную позицию и эффективно преодолеть временную и масштабную пропасть (МА-АЙ) , отделяющую Вас от противника. В угрожающих условиях Вход может завершить для одного из Вас присутствие в этом Мире. Поэтому отнесемся к нему весьма серьезно.


4.А как надо ходить ?
Смешной вопрос ?
А он вовсе и не смешной. Просто передвигаться довольно просто, а перемещаться в боевых Искусствах - Искусство !
На что же надо обратить внимание?
Вы должны, сохраняя прямой корпус (затылок, спина и ягодицы на одной вертикали) , сформированное" Коши "(вот история, теперь бы надо рассказать о «Коши», да так и жизни не хватит.) и " Танден" смотря вперед идти к партнеру. «Танден»-Центр направлен в сторону перемещения и движется параллельно полу без вертикальных колебаний, руки расслаблены , но не болтаются. Ступни располагаются почти по линии движения !!! ( они во время движения уже не перекрещены на 90 градусов) и, фактически, постоянно не теряют контакт с полом.
Во время перемещения вперед или назад оси ступней практически параллельны. После завершения движения, они занимают опять позицию «Санкакутай».
Очень полезно, и такое делается как канон в фехтовании, разойтись на максимальное расстояние - не менее 5-ти метров, и научиться сходиться на необходимое МА-АЙ. Что значит научиться сходится ?. Это значит учиться быть расслаблено - сосредоточенным и с правильной осанкой, избегая излишних вертикальных перемещений тела и болтания бе6драми, суметь двигаться к цели, полностью сохраняя силу в «Тандене». Самим до этого дойти очень трудно. Лучше получить начальный навык непосредственно от вашего Инструктора.
К этому можно добавить, что сосредоточение - это не сдвинутые брови и напряженные глаза .
Между ступней двигающейся ноги и полом должен проходить лист рисовой бумаги (но конечно, не обязательно рисовой ). Бедра и колени при этом ни в коем случае не разворачиваются наружу , иначе не достичь собранности в Центре и устойчивости позвоночника. Наоборот, бедра и колени имеют тенденцию напряжения внутрь. Если Вы занимались Карате-до, вспомните Санчин-или Дзенкутсу-дачи.
Когда вы (может быть) начнете это проделывать впервые все будет похоже на чушь и бредятину. Однако, если серьезность Ваших намерений велика, то наберитесь терпения и внимания; смотрите записи мастеров, изучайте ДВИЖЕНИЕ - результат обязательно будет. Не забывайте общаться по этим вопросам со своим Инструктором, в одиночку такие подробности не осилить, но существенно продвинуться можно, а уж тем более Вы будете готовы эти знания легче усвоить на семинарах.
Существенно помогает решить задачу ДВИЖЕНИЯ использование боккена. Т.е. попробуйте схождение , взяв в руки меч - по крайней мере , на моих тренировках это удавалось.
         Задача КУЛЬТУРЫ движения
    должна занозой сидеть в вашей голове.

Одно замечание и оно вряд ли остановит ваше внимание, но по сути является ключевым для правильной шагистики и впереди гремящей ПРОБЛЕМЫ ШОМЕН УЧИ.
Сила приходит в точку захвата или удара одновременно с остановкой сзадистоящей ноги. Тем кто изучает Иайдо, Дзедо и Кендо это прозрачно ясно.                                                       

Уке.


Захват.
И так, Вы подошли правильно на необходимое МА-АЙ (для каждой пары оно свое) и встали в разноименных позициях - " санкаку-тай". Наге предлагает к захвату свою руку. И опять вопрос, а как ? Верно ! От формы предложения руки - на каком уровне, как повернута ладонь, как направлена поданная рука и куда она движется зависят последующие действия. Вам предлагается к рассмотрению форма, показанная на семинаре Ответственного Инструктора Хомбу Додзе - Курибаяси сэнсэя.
А именно: рука Наге подается на уровне чудан ладонью вверх.

hand1.gif (5500 bytes)


УКЕ делает шаг вперед , захватывает руку Наге выше запястья снизу, кстати,- захват сверху нисколько не облегчит ему жизнь, при этом Уке сдвигается с линии атаки во внешнюю сторону от Наге. Т.е. он делает все, чтобы Наге не мог его легко контратаковать, а сам находится в очень выгодной позиции продолжения своей атаки, поскольку захват руки это только начало возможного реального нападения.
Вот теперь возникают новые вопросы:
· а где и как при этом стоять ?
· с какой силой держать ?
· куда направлять свои усилия ?
· какими пальцами держать ?
· как держать спину и голову ?
· что делает свободная рука ?
· какое МА-АЙ ?
Будем разбираться последовательно. Не надоело еще? Если надоело выходите из сайта и все.

5.ГДЕ СТОЯТЬ?
Уке занимает позицию слегка с внешней стороны по отношению к Центру Наге. В противном случае он сам необдуманно лезет в самую сильную зону Наге и вполне эффективно может получить сразу достойный отпор. Свой же Центр Уке направляет к Центру Наге.

6.С КАКОЙ СИЛОЙ ДЕРЖАТЬ?

Держать надо сильно и гибко.
Держать надо сильно и податливо.
Держать надо очень сильно и упираться.
Держать надо не сильно, но плотно и очень чутко.

И все это справедливо для своих целей и своего времени.

7.А ЧТО ТАКОЕ ДЕРЖАТЬ СИЛЬНО?
Во-первых, захват пальцами должен быть сильным ( это если разрабатываете эту формы работы). При сильном хвате кисть Наге ограничивается в своей подвижности, а в ней вполне могло быть и оружие.
Во-вторых, при захвате ВЫ должны сами быть очень устойчивы и как бы укорененными в землю, т.е. ВЫ должны суметь УДЕРЖИВАТЬ Наге, даже если он попытается срывать вас с места. Для тренировки такой способности есть отличное упражнение
При совершенном захвате Наге, удерживая руки перед собой, пытается сдвинуть Уке, делая маленькие шажки вперед с впереди стоящей ноги. Уке в это время прикладывает все усилия, чтобы воспрепятствовать действиям Наге.
Очень полезно много делать Тенкан из стационарного ( уже совершившегося) захвата, хотя все начинающие, а особенно самостоятельно начинающие изучать Айкидо, стремятся сразу выйти на очень динамичную форму Тенкан - это не верно! Делая Тенкан с обоюдными усилиями, вы протаптываете дорожку к Вашим Силам, которые где-то запрятаны. Эти силы нужно уметь вызвать и суметь ими воспользоваться. Такая способность возникает ВО ВРЕМЯ, И КАК РЕЗУЛЬТАТ, огромной и потливой работы.
Сила не берется из воздуха. Сначала она имеет грубую ФИЗИЧЕСКУЮ форму и по мере ее накапливания и роста Вашего умения связываться с ЦЕНТРОМ - ТАНДЕНОМ , внешние проявления этой силы исчезают. Тогда окружающим начинает казаться что Вы с партнером играете в поддавки, а на самом деле начинают работать источники громадной внутренней энергии !!
Когда Российская делегация представителей Клубов Айкидо Айкикай была в Японии в Хомбу Додзе весной 1994г., то мы были поражены одним фактом : ВСЕ, именно ВСЕ давно там занимающиеся японцы, не зависимо от физической фактуры и возраста, обладают этой внутренней силой. Общаться с ними, с точки зрения борьбы, все равно что пытаться скрутить телеграфный столб. Сами они, по нашей просьбе, наличие таких способностей объяснили - как умение "ОТЯЖЕЛЕТЬ". Это была очень серьезная подсказка. Фактически они бескорыстно поделились частью тайного знания.


8.КУДА НАПРАВЛЯТЬ УСИЛИЯ ?


УСИЛИЯ НАПРАВЛЯТЬ НАВСТРЕЧУ. ПРИ ЗАХВАТЕ ПРОИСХОДИТ КАК БЫ ВСТРЕЧНОЕ СТАЛКИВАНИЕ.
Уке
Находясь в стационарном захвате необходимо не забывать, что это только ученическая форма разрабатывания реальной ситуации - захвата руки в движении.
Значит, Уке всегда давит ( или "выводит силу") вперед к Наге.
Наге.
Наге также ВО ВСЕ ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕНКАН ВЫВОДИТ СИЛУ ОТ СЕБЯ . Результатом такого действия является увлечение Уке в направлении его первоначального усилия. Уке должен быть вынужден продвинуться вперед с потерей своей устойчивости и смены высокой позиции на низкую. Фактически, его вынуждают перейти от атаки к обороне в результате его же нападения. Постоянно выводить силу от себя во время такого траекторно-сложного действия задача не из простых.
(можно вспомнить любому случай из своей жизни, когда опора неожиданно уходила и Вы падали, увлеченные начатым движением. Например промахивались мимо полена, либо перила оказывались гнилыми и т.д.)

9.Еще раз-КАК ДЕРЖАТЬ?

Рассматривается пока еще ситуацию до действий Наге.
Как держать - это вопрос для Уке.
Удерживать руку Наге выше запястья (хват за запястье считается более развитой формой и изучается в дальнейшем) тремя пальцами - мизинцем, безымянным и средним, так называемый" нижний хват". Обязательно хват плотный и не разрывается ни на миллиметр во время всех действий Наге.
Объясняется это просто.
Айкидо - искусство поединка на поле битвы с противником вооруженным двумя мечами и ножом. В такой ситуации захватывается рука с уже обнаженным оружием либо в процессе его выхватывания из ножен. Если же рука уже с клинком, то ее лучше удерживать покрепче и плотнее, иначе могут вспороть живот.
Очень распространенная ошибка - удерживать руку Наге и очень близко располагаться к нему. Это сильно облегчает (как будто) дальнейшие действия Уке и все начинающие интуитивно выходят на этот вариант.
Если вы близко от Наге он просто и легко может изменить ситуацию , сам напав на Вас, например просто взяв за горло свободной рукой или нанести удар в висок либо в шею. Иногда очень полезно даже дать оплеуху Уке слишком нахально расположившимся рядом с Наге.
Дистанция, на которой осуществлен захват, будет существенно определять и положение (и расположение) корпуса Уке - общее устремление вперед определяет его наклоненность к Наге.
Смотреть не на захваченную руку , а в сторону лица Наге.
Центр Уке направлен к центру Наге !!!
Это тоже чрезвычайно важно. В противном случае (центр Уке сильно повернут от центра Наге) невозможно эффективно сконцентрировать силы на удержании руки Наге и, вообще, в таком положении не нападают, а играют в нападение, а это чревато в реальных условиях быстрой развязкой с печальным результатом для нападающего.


10.ЧТО ДЕЛАЕТ СВОБОДНАЯ РУКА ?


Свободная от захвата рука находится напротив Центра Уке, контролируя нижнюю зону своего тела от возможной контратаки Наге. Очень часто об этой руке вообще забывают, в этом случае происходит расцентровка Вашей силы и, как следствие, ухудшается эффективность и гармоничность техники.
Это было написано раньше. Теперь бы я сказалл: пусть она будет просто вашей и свободно располагается вдоль тела. Главное, чтобы она была вашей. Обычно начинающим плохо удается помнить о ней и знать что она делает в любой момент.

11.КАКОЕ МА-АЙ ?

Вообще, МА-АЙ - это гармоничная дистанция между партнерами, позволяющая решить обоим свои задачи .
Наге, подав руку, устраивается на таком расстоянии от Уке, чтобы последний не смог продолжить атаку, оставаясь на месте.
Уке вынужден расположиться от Наге в предложенной позиции, но вполне может, и готов, продолжить атаковать Наге, слегка продвинувшись к нему.

Вот пока и все. Вторая часть рассматривает ответные действия Наге.
Все что выше сказано получилось не совсем здорово, но как постановку задачи можно рассматривать. Только вчера на тренировке я обращался ко всем занимающимся с просьбой рассматривать каждое наработанное умение как одну только грань весьма многогранной пирамиды-Айкидо. Одна грань даже прекрасно отполированная не создает всей объемной фигуры. Новое качество - объема возникает при правильном соединении всех этих граней в одно целое.
Еще раз. Пожалуйста, если кто дочитал до конца и его хоть что-то заинтересовало, примите выше изложенное только как предмет для размышления.

Вторую часть я постараюсь доработать не очень задерживая.
Всего, доброго Матвеев В.А.

Tenkan3.JPG (6650 bytes)

 

 

Автор и WEB-мастер Матвеев В.А. 
  т.ф 422-97-21 , 
  E-mail:<sfox@online.ru>
 


Rambler's Top100

[an error occurred while processing this directive]