| 13.11.2002 Матвеев В. 
      
      Вчера на тренировке новичков я устроил серьезный разнос. До меня стали доходить жалобы на недостаточное внимание 
      к изучению названий техник. Что ж, пришлось иногда делать больше акцентов  
      на этом пункте обучения. Но человек есть человек, он хочет чтобы названия 
      учились сами без его участия, но чтобы учились. В принципе все так и 
      происходит, чем больше человек тренируется, тем больше техник осваивает и 
      тем чаще слышит как они звучат. Освоил названия , значит уже более-менее 
      знаком с этими техниками. Но вот прошло немного времени и первая же проверка 
      показала , что новички И НЕ СТАРАЮТСЯ запоминать! А для себя каждый нашел 
      вполне оправдательные причины: трудно, а я не помню, а они не 
      запоминаются....либо ляпаю первое что им приходит в голову, весело 
      улыбаясь. Причем ляпают доверчиво по детски и молодые и в возрасте. Примеры 
      точно воспроизвести трудно, но что-то похожее ( техники на УШИРО РЕТЕ 
      ДОРИ) : ряши шира коре геши ( коте гасеи), римя шира....молчание с 
      улыбкой (ИРИМИ ), дори....рюши....ику ( ИККЮ) и прочая возмутительная 
      чушь. А глаза полны детской навности, как во время игры в "КРЫСУ". Меня все это возмутило до крайности. Я терпеть не могу 
      , когда  вот так по наглому идиотски с "пролетарской"(см."Собачье 
      сердце", профессор Преображенский) улыбкой вспарываю чужую прекрасную 
      культуру, ломают совсем не свое,  а выстраданное другим народом 
      достояние. Своего языка не знают, говорить без "блин" не умеют....... Словом, меня все это взбесило  и я устроил тихую 
      жуткую словестную порку. Получилась некая лекция о культуре Японии, языке, 
      иероглифике, о Курибаяси сенсее, о переживаниях японцев в случае нашего 
      полного непонимая их обычаев, об ответственности, о честности и чести, о 
      порядочности и "пролетаризме"...все это при полной тишине . Получилось что-то вроде внушения. В конце было предложено выбрать 
      - либо все мне в конце 
      тренировки  сдают некую устную контрольную по названиям и по 
      результатам остаются или уходят совсем, либо могут не ломать себя и просто 
      уйти тоже совсем прямо сейчас." Прямо сейчас" не ушел никто. К концу тренировки 3 человека не выполнили условий, но 
      я им добавил 10 минут и через 10 минут были произнесены достаточно точно все 
      названия и они остались. Но это еще не конец и я добьюсь своего, т.е. 
      хорошего, правильного, уважительного и почтительного отношения к ЧУЖОЙ 
      культуре, которой они пользуются. 
      Теперь по названиям.Здесь все очень просто.
 Например:
 "Шомен учи коте гаеси",
 "Екомен учи кайтен наге",
 "Айханми катате дори 
      Икке Осае"
 " Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",
 "Уширо рете дори Ирими 
      Наге",
 "Катаете Рете дори Кокю Наге".
 1.Сначала называется-уточняется-определяется, если 
      необходимо, форма взаимного расположения партнеров: "Шомен учи коте гаеси ", - относительное 
      положение любое фронтальное"Екомен учи кайтен наге", - тоже 
      самое
 "Айханми катате дори 
      Икке Осае"- одинаковые позиции обоих партнеров
  
         " Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",- 
      любое взаимное положение
 "Уширо рете дори Ирими 
      Наге", - эта техника из захвата сзади
 
      
       "Катаете Рете дори Кокю Наге"- 
      положение определено формой захвата"Катате дори Сихонаге"-по умолчанию 
      разноименные позиции-Гяку ханми.
 
      
                   2.На втором месте названия определяется форма атаки. Шомен учи коте гаеси ", - прямой 
      вертикальный рубяший удар в голову"Екомен 
      учи 
      кайтен наге", - косой  рубяший удар
      в шею
 "Айханми 
      катате дори 
      Икке Осае"- захват одной рукой за одну руку Уке "Катате дори 
      Сихонаге"-захват одной рукой за одну разноименную руку" "Катате Рете дори 
      Кокю Наге".- захват обеими руками одной руки Уке
 Рете 
      дори.....
 "Уширо рете дори Ирими 
      Наге", - захват за обе руки
 Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",- прямой удар кулаком в 
      область живота Уке.
 (Фото соответствуют  
      перечисленным выше атакам при рассматривании слева -направо построчно.Синим 
      и красным цветом текста выделяется 
      соответствие названия и действия ) 3. На третьем месте стоит название самой техники 
      и ее разновидность "Шомен учи коте гаеси", - 
      бросок поворотом кисти"Екомен учи кайтен наге", 
      - бросок переворотом через спину
 "Айханми катате дори  
      Икке Осае"- первый контроль (
      
      удержание)
 "Айханми катате дори  
      Икке   
      Наге"- первый контроль 
      ( бросок)
 "Чудан цуки  
      Учи Кайтен Санке Осае",-проход 
      ПОД рукой 
      Уке с 3-им типом удержания
    "Чудан цуки  
      Сото 
      Кайтен Санке Наге",-проход 
      СБОКУ от Уке с броском
   "Уширо рете дори Ирими 
      Наге", - 
      бросок встречным входом
 "Катаете Рете дори 
      Кокю Наге".-
      бросок техникой дыхания
 В айкидо два базовых принципа 
      встречи атаки: ИРИМИ ( техника встречного расхождения) и  ТЕНКАН ( 
      техника ухода поворотом ), реализуются в конкретных приемах в виде двух 
      разновидностей их выполнения: вариант 
      ОМОТЕ  (принцип ИРИМИ) и  УРА 
      ( принцип - Тенкан ). Как пример, название техники звучит  
      так: Катате рете дори ирими наге омоте и ура. Это означает , что 
      данная техника дожна выполняться именно в двух вариантах, обычно принято 
      первым делать вариант ОМОТЕ. Если этого добавления нет (омоте и ура), значит данная 
      техника  имеет только один вариант исполнения . Если же инструктор 
      называет только один вариант, то видимо он имеет некую методическую 
      причину остановиться именно на этой разновидности данного приема. Еще есть два вида варианта 
      исполнения базовых техник ( по японски ВАЗА - техника) : СУВАРИ ВАЗА - 
      дествия выполняются обоими партнерами на коленях, и ХАНМИ ХАНДАЧИ ВАЗА - 
      Наге на коленях Уке в положении стоя, техника выполняемая в позиции стоя 
      называется ТАЧИ ВАЗА. И во всей этой премудрости нет 
      никакой  премудрости, все просто и логично если быть внимательным и 
      стараться просто запоминать эти названия. Ежели вам это трудно, то 
      повторяйте эти названия хотя бы про себя в процессе выполнения техники. 
      Уверяю вас, все намертво врежется в память. Но старайтесь запоминать и 
      воспроизвродить звучание техник точно и без собственных "улучшений". Вот пока и все.  Добавление от 18.11.2002. 
       
      Типы удержания ( ОСАЕ ).  С уважением ко всем. Матвеев В.А. |