15.11.2002

TopList

начало | содержание

 
    http://www.aikiclub.ru/

 

Вчера.

 

13.11.2002 Матвеев В.

Вчера на тренировке новичков я устроил серьезный разнос.

До меня стали доходить жалобы на недостаточное внимание к изучению названий техник. Что ж, пришлось иногда делать больше акцентов  на этом пункте обучения. Но человек есть человек, он хочет чтобы названия учились сами без его участия, но чтобы учились. В принципе все так и происходит, чем больше человек тренируется, тем больше техник осваивает и тем чаще слышит как они звучат. Освоил названия , значит уже более-менее знаком с этими техниками.

Но вот прошло немного времени и первая же проверка показала , что новички И НЕ СТАРАЮТСЯ запоминать! А для себя каждый нашел вполне оправдательные причины: трудно, а я не помню, а они не запоминаются....либо ляпаю первое что им приходит в голову, весело улыбаясь. Причем ляпают доверчиво по детски и молодые и в возрасте. Примеры точно воспроизвести трудно, но что-то похожее ( техники на УШИРО РЕТЕ ДОРИ) : ряши шира коре геши ( коте гасеи), римя шира....молчание с улыбкой (ИРИМИ ), дори....рюши....ику ( ИККЮ) и прочая возмутительная чушь. А глаза полны детской навности, как во время игры в "КРЫСУ".

Меня все это возмутило до крайности. Я терпеть не могу , когда  вот так по наглому идиотски с "пролетарской"(см."Собачье сердце", профессор Преображенский) улыбкой вспарываю чужую прекрасную культуру, ломают совсем не свое,  а выстраданное другим народом достояние. Своего языка не знают, говорить без "блин" не умеют.......

Словом, меня все это взбесило  и я устроил тихую жуткую словестную порку. Получилась некая лекция о культуре Японии, языке, иероглифике, о Курибаяси сенсее, о переживаниях японцев в случае нашего полного непонимая их обычаев, об ответственности, о честности и чести, о порядочности и "пролетаризме"...все это при полной тишине . Получилось что-то вроде внушения. В конце было предложено выбрать - либо все мне в конце тренировки  сдают некую устную контрольную по названиям и по результатам остаются или уходят совсем, либо могут не ломать себя и просто уйти тоже совсем прямо сейчас." Прямо сейчас" не ушел никто.

К концу тренировки 3 человека не выполнили условий, но я им добавил 10 минут и через 10 минут были произнесены достаточно точно все названия и они остались. Но это еще не конец и я добьюсь своего, т.е. хорошего, правильного, уважительного и почтительного отношения к ЧУЖОЙ культуре, которой они пользуются.

Теперь по названиям.
Здесь все очень просто.


Например:
"Шомен учи коте гаеси",
"Екомен учи кайтен наге",
"Айханми катате дори Икке Осае"
" Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",
"Уширо рете дори Ирими Наге",
"Катаете Рете дори Кокю Наге".

1.Сначала называется-уточняется-определяется, если необходимо, форма взаимного расположения партнеров:

"Шомен учи коте гаеси ", - относительное положение любое фронтальное
"Екомен учи кайтен наге", - тоже самое
"Айханми катате дори Икке Осае"- одинаковые позиции обоих партнеров
 

 

 

 

 


" Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",- любое взаимное положение
"Уширо рете дори Ирими Наге", - эта техника из захвата сзади

"Катаете Рете дори Кокю Наге"- положение определено формой захвата
"Катате дори Сихонаге"-по умолчанию разноименные позиции-Гяку ханми.

 

 

 

 

 

 

2.На втором месте названия определяется форма атаки.

Шомен учи коте гаеси ", - прямой вертикальный рубяший удар в голову
"Екомен учи кайтен наге", - косой  рубяший удар в шею
"Айханми катате дори Икке Осае"- захват одной рукой за одну руку Уке "Катате дори Сихонаге"-захват одной рукой за одну разноименную руку" "Катате Рете дори Кокю Наге".- захват обеими руками одной руки Уке
Рете дори.....
"Уширо рете дори Ирими Наге",
- захват за обе руки
 Чудан цуки  Учи Кайтен Санке",- прямой удар кулаком в область живота Уке.

(Фото соответствуют  перечисленным выше атакам при рассматривании слева -направо построчно.Синим и красным цветом текста выделяется соответствие названия и действия )

 

3. На третьем месте стоит название самой техники и ее разновидность

"Шомен учи коте гаеси", - бросок поворотом кисти
"Екомен учи кайтен наге", - бросок переворотом через спину
"Айханми катате дори Икке Осае"- первый контроль ( удержание)
"Айханми катате дори Икке
Наге"- первый контроль ( бросок)
"Чудан цуки  Учи Кайтен Санке Осае",-проход ПОД рукой Уке с 3-им типом удержания

 


"Чудан цуки  Сото Кайтен Санке Наге",-проход СБОКУ от Уке с броском

 


"Уширо рете дори Ирими Наге", - бросок встречным входом
"Катаете Рете дори Кокю Наге".- бросок техникой дыхания

В айкидо два базовых принципа встречи атаки: ИРИМИ ( техника встречного расхождения) и  ТЕНКАН ( техника ухода поворотом ), реализуются в конкретных приемах в виде двух разновидностей их выполнения: вариант ОМОТЕ  (принцип ИРИМИ) и УРА ( принцип - Тенкан ).

Как пример, название техники звучит  так: Катате рете дори ирими наге омоте и ура. Это означает , что данная техника дожна выполняться именно в двух вариантах, обычно принято первым делать вариант ОМОТЕ. Если этого добавления нет (омоте и ура), значит данная техника  имеет только один вариант исполнения . Если же инструктор называет только один вариант, то видимо он имеет некую методическую причину остановиться именно на этой разновидности данного приема.

Еще есть два вида варианта исполнения базовых техник ( по японски ВАЗА - техника) : СУВАРИ ВАЗА - дествия выполняются обоими партнерами на коленях, и ХАНМИ ХАНДАЧИ ВАЗА - Наге на коленях Уке в положении стоя, техника выполняемая в позиции стоя называется ТАЧИ ВАЗА.

И во всей этой премудрости нет никакой  премудрости, все просто и логично если быть внимательным и стараться просто запоминать эти названия. Ежели вам это трудно, то повторяйте эти названия хотя бы про себя в процессе выполнения техники. Уверяю вас, все намертво врежется в память. Но старайтесь запоминать и воспроизвродить звучание техник точно и без собственных "улучшений".

Вот пока и все.

Добавление от 18.11.2002. 

Типы удержания ( ОСАЕ ).

 С уважением ко всем.

Матвеев В.А.

 

Автор и WEB-мастер Матвеев В.А.   т.ф 422-97-21 , 
  E-mail:<sfox@online.ru>