"Обо всем" Школа Айкидо Айкикай на Шаболовской
                        начало | содержание | aikido aikikai |  ЯПОНИЯ

моя Акита

Наш Клубный форум только для Рюсуйкан и филиалов 

Вступительная анкета члена  МФАА

Сентябрь 2016 года продолжим тренироваться по летнему расписанию : пон, среда, пятница с 20-15 до 21-45

04-09-2016 Зубцов

Да, снова Зубцов после пятничной тренировки, таким режимом думаю и часть октября прихватить. Эту пару месяцев работаем по летнему режиму, но технически подумайте ( кто ходил по четвергам и вторникам ) как приготовиться работать по трем дням занятий. Вариант весьма вероятен.

Вчера приехал и вперед с песней за работу. Сегодня были большие планы, да, вот, дождик, а нужно было кое что перетаскать и напилить.

Вчера вечером , уже стемнело и на улице не поработаешь, сели смотреть Мастера и Маргариту. И первый раз мне в голову вперло - а про что роман Мастера и почему им поднята эта тема? Личные причины, социальные или....? А ведь роман я перечитал уже раза 4, если не больше. Надо будет подробнее про все это прочесть.

Сериалы заполонили ТВ, и вот последний проскочивший "Черные кошки" - обычный военный м Деревянко, но самое интересное оказалось в заставках к каждой серии. Из них я узнал много нового!!! Было неожиданно.

А в машине по каналу Звезда услышал массу интересного про "Калибр" - что это, как изменялось все, самые разные варианты калибров и применения этого определения . Очень познавательно.

Ладно сейчас буду придумывать что делать. А вчера по просьбе жены сделал ей сложно составную крышку для солений. Пришлось применить почти все электроинструменты, А с деревом я люблю работать - строгать, пилить, резать и вырезать, шлифовать и все остальное. Запах свежих стружек обворожительный!

Хорошо. В понедельник с большим энтузиазмом приду на тренировку.

31-08--2016 Еще Зубцов

Идет завершение моего пребывания в деревне. Сентябрь и октябрь с наездами . Трудновато часто мотаться по 500км, Вот и сейчас 2 сентября первый рабочий день вроде, а дальше суббота и воскресенье.  Пока с женой не придумаем как быть - либо я на один день еду , либо замена и в понедельник уезжаем все вместе.  Вас я и так уже заэксплуатировал, аж неловко.

А на улице холодный северный ветер. Вчера шел мелкий дождик и жена рвалась сегодня  за грибами, но с подготовкой всего умоталась вконец и сейчас еще спит. А я по велению доктора делаю утреннюю зарядку и в конце коврик с гвоздями:)) Вчера коврик вроде легко перенес, а сегодня с большим трудом.

Мой пес с возрастом прилипает все сильнее и сильнее. Сейчас уже не отходит ни на шаг буквально , а на зарядке очень активно участвует. Очень беспокоится при некоторых упражнениях и буквально прикрывает телом в по его мнению опасных моментах,.

Что еще. Начал активно работать, ну не получается по тихому! Вчера наладил две пилы, первый раз самостоятельно заточил цепи болгаркой, подглядел это у строителей, и распили все стоящие во дворе мусорные бревна. К зиме и весне встает вопрос с дровами вот я и решаю эту задачу. Теперь по территории зачистить все что можно пилить, а это изрядно. Но время. Летом жарища и очень трудно этим заниматься в 30, а сейчас самое оно, да пора уезжать. А еще трава, зараза, уже готова.

Вот как  с кучкой с этим здоровьем. Сыпется песочек и вроде ровно, потом вдруг РАЗ и Кучка! И поди угадай когда она преобразуется.

А на тренировки уже хочется!

28-08-2016 Зубцов деревня

Вот и оканчивается очередной деревенский отрывной от Айкидо сезон, Надо вспоминать, а что же такое Айкидо:)) ? Возвращаясь в зал после лета, полное ощущение , что совсем ничего не знаю и что кому разъяснять не ясно, но буквально через 5 минут занятий все всплывает и пошло поехало, Надеюсь в это раз будет так же,

В этом году появляется одно новшество - оставляем пока обычные 3 тренировки в неделю. Поднавалит народ - вернемся к шику 5 разовых занятий. На самом деле , я шерстил предложения занятий Айкидо , стандартные предложения либо 2 раза в неделю да еще по часу и редко 3 по часу, 3-ех раз в неделю по полтора часа хватает с лихвой для нормального освоения и понимания. Так, что с сентября посмотрим что и как, хотя летом так и тренировались.

Тут в деревне придется еще быть до сентября и приезжать на выходные - готовиться закрывать сезон.

Пока все, если коротенько,

 

03-06-2016 10-11 Зубцов деревня

Я в деревне и сегодня уже полтора часа отдал покосу, настоящему покосу обычной косой. Трава перед забором уже перестояла и взять ее можно  было почти только так, да и интереснее значительно. Считай, полтора часа тренировки Айкидо , а в роли уке коса и я сам. Столько тонких и тончайших нюансов! Подстраивается буквально все тело, коса как продолжение собственных чувств, можно ощущать каждую травиночку, каждый угол наклона лезвия и спины, расстановка ног, напряжение и расслабление всех доступных мышц. Можно все освободить и качаться как крутильный маятник совсем не напрягаясь, но срезая очень по малу или расставить и подсогнуть ноги, увеличить захват травы и резать и резать мощно отбрасывая все в отвал, но ... в этом случае слишком большие затраты сил. Тут же весь мокрый и  усталый, тренировки то пока нет, но по неволе наберется за лето.

Столько было ощущений и так коротко все вылилось в текст, просто устал.

Солнце подготавливается к шпарильнику. А вчера добирался я сюда с 15-30 до 19-30. Москву проехал до съезда с окружной за полтора часа вместо обычных 20 ти минут. В самом конце все застопорил трейлер, попав в аварию на въезде на эстакаду и 4 ряда вливались очень медленно в один. Потом дорога поехала и уже в Шаховской притыренные за углом менты ГАИ получили от меня 1000р за мою ошибку, давно их здесь не было. Очень мило, по доброму , даже сердобольно вышли на взятку. Просто друзья автолюбителя.  К этому времени я уже очень прилично устал и осоловел, а после этого взбодрился и поехал уже веселее. Дома меня встретила жена и невозможно как обрадованная собака:))

Вот. А на форуме почти тишина и только Артур, спасибо ему, откликнулся на мою просьбу по выставленному мной фото. Ну, посмотрите и отреагируйте! Красивое фото.

О другом. Я каждое утро просматриваю новости и ФБ. Читаю статьи и прочее, если попадется что интересное и все яснее становится, что наши дети тоже не дождутся приличной жизни. Причина - только мы все сами.

01-06-2016 09-54 

Летнее расписание и прочее...

Всем уже летний привет! Начинаем работать на Шаболовке по летнему расписанию : понед-среда-пятница с 20-15 как всегда.
Я буду в зале в среду и пятницу 3-го , дальше в субботу встречаю дочь в внучкой и далее везу их в деревню вместе с собой. В Москву буду заезжать по делам и обязательно сообщу всем в ФБ , на сайте и нашем Форуме о моем появлении в зале на тренировке .
На летнее время остаются вести кейко : Денис Котлецов, Оля Дикарева, Лариса Монаенкова, Иван Евтухович, Юра Мурашов и, если сможет когда приехать, Дима Зубков. На каждую тренировку меняйтесь пожалуйста. Задачи всем известны, делать что знаете и вперед. Получалось это все очень не плохо раньше.
И еще. В ФБ прошла замечательная статья про экзамены, ее я размещу на сайте и на Форуме. По мыслям из нее и ранним размышлениям я думаю ( планирую ?) одеть наших дам в хакама, но тех , которые хорошо освоили страховку, поскольку ношение хакама может на начальном этапе привести даже и к травме ( читай статью ). Будет очень красиво.
Вот, пока вроде все. Сегодня встречаемся в зале.

 

01-06-2016 09-52

Стефан Стенад, 7 дан Айкидо Айкикай, шихан, президент шведской федерации будо, размышляет над такой проблемой как аттестация в айкидо. Ну и мы вместе с ним.

В айкидо нельзя завоевать медали, поскольку мы не проводим соревнования. Но есть некоторые показатели уровня мастерства. Степени кю/дан.

В идеале, эти степени не должны использоваться для сравнения одного айкидоки с другим. То есть, аттестация в айкидо – ничто иное как признание того, насколько далеко айкидока продвинулся по своему собственному пути, в соответствии с индивидуальными особенностями и своей личной историей. Однако реальность такова, что в степенях кю/дан заложено некоторое зерно относительной крутизны. Убрать это индикатор уровня из семантики – и степени потеряют всякую ценность для большинства практикующих. Всё это очень сложно.

Моё отношение к степеням всегда было двояким. Они как будто возвращают вас в школу, где оценки используются как мерило конформности ученика. Как будто обучение не есть награда сама по себе. Также и в Айкидо. Мы же изучаем его не для степеней, а ради удовольствия, получаемого от практики.

Поэтому в начале своей карьеры меня устраивала традиция Айкидо, в соответствии с которой все степени кю носили исключительно белый пояс,  а все даны – чёрный. Я даже на пару лет дольше проносил белый пояс, проигнорировав необходимость купить чёрный. Когда меня спрашивали, в чём дело, я давал следующее объяснение: Если вы хоть чуть-чуть понимаете в Айкидо, то всё равно можете оценить уровень партнёра. Если вы ничего не понимаете в Айкидо, степень всё равно ничего не скажет.

Позже я узнал, что Тамура-сенсей, один из самых известных мастеров Айкидо, и вовсе не носил чёрного пояса, несмотря на свой 8й дан (и отказ принять 9й). Когда я спросил его об этом, то услышал в ответ:

“Это всего лишь пояс”.

И всё же, через несколько лет без чёрного пояса, я начал его носить. Из соображений пиара. Новички, приходящие в додзё, более склонны остаться, если видят, что инструктор перевязан чёрной ленточкой.

Похожие мысли посещали меня в связи с аттестацией учеников в нашем додзё. Можно было и вовсе отказаться от аттестаций, но тогда мы бы сделали их этакими Робинзонами Крузо в мире Айкидо. Я не хотел, чтобы ученики как одержимые бежали за степенями, но заявить о полном отказе от аттестации – не менее одержимая по своей сути идея. Ведь в таком случае фишкой нашего додзё стал бы радикальный отказ от степеней. Это глупо.

Поэтому, хоть моё отношение к проблеме и двояко, мы проводим аттестации на степени кю и дан, стараясь сохранить соответствие между темпом в аттестациях ученика и его ростом как айкидоки. Это, конечно, не высшая алгебра, но и не рецепт яичницы.

Что касается степеней кю, тут всё достаточно просто. Люди должны изучать техники. На каждом уровне их всё больше, а качество исполнения выше. В шведской аттестационной программе 6 степеней кю (большинство организаций довольствуются пятью). Если ученики часто посещают тренировки и хорошо тренируются, то они получают новую степень в среднем раз в полгода. Другими словами, до 1 кю они идут 3 года. На практике, большинству необходимо 4-5 лет на дорогу.

Между 1 кю и 1 даном необходим минимально разумный интервал в 1 год. Большинство учеников это устраивает, поскольку перед экзаменом на чёрный пояс принято испытывать трепет. Если кто-то слишком спешит получить чёрный пояс и отказывается практиковать целый год, то годовая тренировка терпения – это то, что особенно необходимо подобным людям.

В Швеции существует стандартный период, за который новичок достигает уровня шодан. Это касается не только Айкидо, но и почти всех других видов Будо. Один мой друг, по совместительству большой человек в шведском дзю-дзюцу, как-то сказал, что обычный ученик должен доходить до уровня шодан за пять лет при обычной тренировочной нагрузке. Особенно одарённые ученики в условиях нормальных тренировок могут управиться за четыре года. Также как и средней одарённости люди, занимающиеся интенсивно. Талантливые и способные выдержать интенсивные тренировки могут добраться до шодан за три года, но это случается крайне редко. И, в любом случае, три года – это минимум.

Сугано-сенсей как-то сказал, что с учениками, которых переполняла энергия, он заключал своего рода соглашения. Они договаривались о программе подготовки на шодан сроком на три года. Но часто случалось так, что по мере приближения срока сдачи, случался ещё один разговор, на котором Сугано-сенсей интересовался, не хочет ли ученик отложить экзамен на шодан. И большинство с облегчением соглашались. В любом случае, в сухом остатке оставалось стремление достичь цели, повышенная мотивация и конкретная задача.

Когда я начал изучать Айкидо в начале 1970-х, чёрные пояса были настолько редки, что смена цвета казалась событием очень значимым. И когда люди достигали этой ступени, они теряли мотивацию к дальнейшим тренировкам, дальнейшая аттестация в Айкидо их не интересовала. Было похоже, будто они покорили пик, и уже ничто не могло соблазнить их на дальнейшие свершения.

Это происходит и в наши дни, но уже намного реже, поскольку вокруг столько народу с чёрными поясами, и у многих уже давно не первый дан. Чёрный пояс потерял часть своего шарма и таинственности, но я считаю, это хорошо. В конце-концов, шодан – это всего лишь “первый уровень”. Начало пути.

Может показаться, что я сноб. Как будто долгие годы тяжёлых тренировок до шодан ничего не значат. Честно говоря, большинство людей тренируются с большей отдачей, пока у них нет степени “дан” (муданся), чем когда они получают младший дан (юданся). Нельзя сказать, что многие уходят, но очень многие расслабляются и относятся к тренировкам с прохладцей, как будто всё самое сложное позади.

Что касается степеней после шодан, я считаю, что в большинстве организаций работают следующие правила: два года до нидан, три до сандан, четыре до йондан. При условии обычного уровня одарённости и обычного темпа тренировок. Это же применимо и к данам, присваиваемым по рекомендации: минимум пять лет до годан и шесть лет до рокудан. На этапе 7 дана происходит резкая смена темпа: 12 лет минимум. И потом 15 до 8го. Минимум. Без учёта многочисленных нюансов.

Когда я был молод, то верил в миф  о том, что разница между шодан и нидан такая же огромная, как между новичком и шодан. И что для последующих данов это аналогично. Что якобы каждый следующий дан удваивал уровень мастерства. Это не так.

Конечно, ожидается значительный рост в уровне. Но этот рост намного менее заметный, чем колоссальная, бросающаяся в глаза разница между 6 кю и 1 даном. Именно в начале пути ученики борются с, казалось бы, непреодолимыми трудностями. Их тела как будто неспособны выполнять технические элементы, а сознание кажется отказывается оценить сложность техник. Тяжкий путь с первого дня тренировок и до экзамена на шодан требует упорства. Или ты остаёшься и справляешься с трудностями, или уходишь. Большинство уходят.

Поэтому на самом деле к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующе уважение к их достижениям.

В других стилях Будо степени кю отмечаются разноцветными поясами. Всё вместе вызывает у меня в голове образ радуги. И хотя я лично – сторонник того принципа, что в Айкидо дОлжно носить белый пояс, пока не пришло время сменить его на чёрный, возможно, большинство представителей нашего общества будут более мотивированы, если бы могли периодически сменить один цветной пояс на другой, более модный.

Самое значительное событие в жизни айкидоки – это когда, наконец, позволяют одеть хакама. В разных организациях это допускается на разных уровнях. Где-то это шодан. В Швеции это 3 кю. В Хомбу-додзё  это было обязательно с первого дня тренировки, но из-за послевоенной нищеты позволялось отложить покупку хакама до шодан. Изначально ношение хакама не имело никакого отношения к уровню мастерства.

Когда я начал заниматься Айкидо, ношение хакама не зависело от степени. Нам просто говорили, когда можно начать носить хакама (если к этому времени ученик не обзаводился ею по личной инициативе). Наш тогдашний учитель, Ичимура-сенсей, потребовал, чтобы я одел хакама до окончания первого года тренировок. Конечно, поначалу я часто спотыкался и падал.

И хотя шведский стандарт – 3 кю, в нашем додзё мы позволяем носить хакама ученикам с 4го кю. Это связано с тем, что ношение хакама помогает выстроить правильную осанку, а также получить нужное ощущение плавных, округлых движений. Если заставлять учеников ждать нетипично долго, вы рискуете получить айкидок с техническими изъянами, от которых не так-то просто избавиться.

Мой друг, Урбан Альденклинт, выдающийся мастер Айкидо и наставник одного из додзё в Швеции, прямо заявил, что я слишком требователен к нашим ученикам уровня 4 кю. Что эти требования больше подошли бы 3 кю. Возможно, он прав.

Я думаю, единственное действительно значимое соображение в вопросах ношения хакама – это безопасность ученика. Ученик должен иметь адекватные навыки в укеми. Ношение хакама до освоения укеми может быть травмоопасно. Я думаю, для большинства учеников, это означает уровень средних кю.

У меня есть некоторые базовые представления о том, что я хочу видеть на экзамене. Полагаю, я разделяю взгляды большинства инструкторов. Степень означает уже пройденный этап. Это не прыжки в высоту, где атлет пытается прыгнуть выше, чем его средний показатель на тренировке. Да, при таком подходе мы лишаемся известной доли драматизма и соревновательности во время аттестации. В самом благоприятном сценарии, аттестация должна быть церемонией, на которой ученики демонстрируют уже освоенные навыки и рост по сравнению с предыдущим экзаменом. Аттестация – скорее праздник, чем стресс-тест. Я говорю о благоприятном сценарии.

Что касается уке, то я предпочитаю, чтобы уке был того уровня, на который претендует тори. Для новичков это не столь важно, они могут сдавать экзамен в паре друг с другом, но это становится всё более существенным по мере роста кю. При экзаменах на дан я строго придерживаюсь этого правила. Если уке с подходящим уровнем отсутствует, то это должен быть или человек с уровнем на один выше, или с уровнем на один ниже. И только в отдельных случаях я допускаю отклонения от этого правила.

Я был свидетелем аттестаций, где для экзамена на шодан ассистировал йондан. Это означает, что уке решает, насколько классно (или нелепо) будет выглядеть тори. Если же уровень уке значительно ниже уровня тори, то аттестация получается крайне простой, потому что уке не хватает опыта. В любом случае, и то, и то – не оптимально. Лучше всего, если ассистент и экзаменующийся имеют примерно одинаковую степень.

Определить конкретные требования для каждого уровня кю и дан крайне затруднительно. Как правило всё сводится к сравнению учеников, оказавшихся на экзамене, а не оценке по абсолютной шкале. Поэтому если в начале экзамена кто-то великолепно выступил на 6 кю, значит для всех остальных ставки только что возросли. Это не идеальная система, но именно так всё и происходит на самом деле. В большинстве случаев.

Однако, что касается 6 кю (или какой именно кю принято считать младшим в данной системе). Вот как сформулировал подход аттестационной комиссии мой друг-инструктор по дзю-дзюцу: “Если он вообще двигается, я дам ему младший кю.” Дело в том, что это “ознакомительный экзамен”, чтобы дать ученику представление о том, как происходит этот полный стрессов и волнений ритуал. Если только ученик посещал занятия, у него должно хватить навыков, чтобы показать хоть что-то. Для меня не важно, знают ли они названия техник. Это придёт само собой, не стоит на этом зацикливаться.

Я отношусь к экзамену на 6 кю как к показателю того, насколько эффективна наша работа с новичками. Это более экзамен для младших инструкторов, чем для их учеников.

Поэтому 5 кю – это первый настоящий экзамен. На этом этапе ожидается уже некоторая доля уверенности. Я доволен, если человек различает омоте и ура версии приёмов. Это хороший индикатор прогресса в понимании принципов Айкидо.

На 4 кю я прежде всего обращаю внимание на укеми. Это связано с тем, что с этой степени в нашем додзё допускается ношение хакама (как было сказано выше). В других додзё на укеми могут не обращать внимания до 3 кю (по той же причине). Я бы также хотел, чтобы ученики на 4 кю могли показать некоторую скорость и текучесть, не только статику. Больше дзютай, меньше готай.

3 кю лично для меня представляет интерес в качестве экватора между младшим кю и шодан. Техники стоит исполнять с долей уверенности, как если бы ученик и в самом деле был способен справиться с нападающим, применяя репертуар Айкидо. Центрированность и понимание того, что происходит, крайне важны на этом этапе.

Я заметил, что ученики, которые смогли добраться до 3 кю исключительно за счёт своей одарённости (а в нашем обществе много по-настоящему талантливых людей), врезаются в стену на этом этапе обучения. Это стена из трудностей, с которыми менее талантливые столкнулись на своей первой тренировке. Многие ученики, которые излучают столько таланта, что учителя уже видят их в роли будущих супер-шиханов, бросают именно на этом этапе. Их шокирует осознание того, что и им тоже надо пахать. Во всякой дисциплине Будо ключом к мастерству является упорность и методичность. Этим качествам нет заменителя.

2 кю – это промежуточный этап, сам по себе не представляющий никакой ценности. Это технический уровень, необходимый для отдаления экзамена на шодан, и чтобы при этом ученику было, чем заняться. Людям на этом этапе по-прежнему нужна мотивация в виде цветной ленточки каждые полгода. Но помимо этого, никакого особого смысла во 2 кю нет. Да, ученик должен быть более продвинут, чем на своём 3 кю, этот прогресс должен быть заметен. В противном случае учитель должен пересмотреть программу тренировок для этого ученика (обычно в сторону роста количества увлекательных и воодушевляющих испытаний).

Для 1 кю я следую простому правилу: это экзамен на шодан минус бумажная волокита. Как только что получивший чёрный пояс ученик: он уже шодан, но ему ещё неловко, он ещё не свыкся с мыслью. Всем должно быть очевидно, что ученик справится с экзаменом на шодан, дело просто в очередной порции тренировочных часов. Всё идёт по плану и следующая станция уже появилась на горизонте.

И всё же я предпочитаю, чтобы ученики отзанимались ещё год, прежде чем подавать заявление на шодан. Такой объём тренировок только пойдёт на пользу и придаст уверенности в своих силах.

Уровень шодан – это тот уровень, на котором ученик должен показать знание всей тренировочной программы Айкидо: все техники тайдзюцу от всех базовых атак. Я не требую хорошего знания дзётори или тачидори, хотя было бы неплохо увидеть какое-то понимание этих разделов. Также меня не интересует понимание танинзугаке или даже футаридори. Какие-то вещи надо оставить на потом. Возможно, придётся показать тантодори, хотя на самом деле это один из самых сложных разделов Айкидо. Я прибегаю к тантодори исключительно для того, чтобы ученикам с 1 кю было чем себя занять в течение года ожиданий перед шодан.

В Японии шодан считается уровнем начинающего. Поскольку на островах достаточно мастеров с высокими степенями. Но во всём остальном мире люди со степенью шодан часто становятся инструкторами. Поэтому крайне важно, чтобы экзамен на шодан был одновременно и проверкой того, как человек относится к Айкидо. Должна быть некоторая зрелость характера.

Как правило, это проявляется в отношении к уке. Если тори относится пренебрежительно или жестоко к своему уке, стараясь любой ценой выполнить приём, возможно, в отношении к Айкидо что-то сильно испорчено. И это более важно, чем уровень технического мастерства. За время своей практики Айкидо я понял, что все мои знакомые шиханы из Японии придерживаются этой же точки зрения. Недопустимо, если кто-то демонстрирует превосходство своих техник Айкидо за счёт здоровья партнёра по тренировкам.

На уровне нидан ученик должен продемонстрировать значительный прогресс по сравнению с шодан. Это кажется самоочевидным, но после экзамена на шодан всегда есть риск стагнации и потери интереса к тренировкам, как если бы самое сложное испытание позади, а  впереди – приятная поездка на автопилоте и уровни за выслугу лет. Ученики должны продемонстрировать настрой на дальнейшее шлифование техник и углубление собственного понимания Айкидо. Можно сказать, что от них ожидается произвести впечатление опытного юданся, не растерявшего желание самосовершенствоваться.

На уровне нидан я проверяю понимание разделов дзётори и тачидори, хотя в последнее время я не столь часто спрашиваю техники из этих разделов. Но это мои личные педагогические предпочтения. Я ожидаю увидеть работу футаридори, как готай так и дзютай. Это требование появляется в экзамене на нидан, поэтому у юданся уровня шодан есть, чем занять себя в следующие два года после экзамена.

Айкидо – это танинзугаке, но на овладение этим разделом требуется время. Я не люблю наблюдать, как старшие кю и младшие даны мучаются с несколькими нападающими. Шансы на что-либо, кроме провала, минимальны. А это оставит неправильное впечатление. Я придерживаюсь простого правила: два нападающих на нидан, три на сандан, четыре на йондан. Этого достаточно. Что-либо иное может быть и поражает воображение стороннего наблюдателя, но не впечатляет меня как учителя.

Если подумать, я вообще не часто вижу хорошую работу в танинзугаке, независимо от уровня.

Сандан – это в некотором роде последняя степень базового Айкидо. Ученик должен продемонстрировать успешное владение всеми базовыми техниками даже при высокой скорости атак или от сложных видов нападения. При выполнении приёмов должна чувствоваться уверенность в том, что они делают. Уверенности должно быть намного больше, чем минимально необходимо для экзамена на этот уровень. Ученик должен демонстрировать хорошую центрированность, а техники должны выглядеть убедительно. В основе хорошего экзамена на сандан должен лежать образ айкидоки, который выбрал Айкидо как жизненный путь. Это тот человек, которого без всяких сомнений можно было бы назвать “айкидока”.

Во время экзамена я не проявляю придирчивого интереса к каждой технике. Предпочитаю “отпустить вожжи”, позволяя ученику самостоятельно выбирать техники, чтобы он расслабился и в комфортных условиях показал всё, на что способен. Можно сказать, я ожидаю шоу. Это особенно важно на йондан. Единственный случай, когда я могу попросить выполнить конкретную технику – это если я чувствую, что может быть провал в уверенности при исполнении того или иного приёма.

Смешно спрашивать на экзамене уровня сандан приёмы вроде кататедори иккё, омоте и ура, как будто кто-то всерьёз подозревает, что человек добрался до этого уровня, не овладев подобными вещами.

Я бы хотел обратить внимание на подход Нишио-сенсея к экзаменам на степени дан. Он позволял ученикам составить собственную программу выступления, ограничиваясь лишь командами “начали” и “закончили”. Многие попадали в эту ловушку кажущейся простоты. Однако такой подход давал возможность всесторонне оценить личность экзаменуемого. Амбициозные ученики слишком увлекались технически сложными и до конца не освоенными приёмами, и всякий недочёт в отношении к Айкидо моментально становился заметным. Я лично уяснил для себя, что этот подход ничуть не хуже более традиционного. И намного веселее.

Поэтому я надеюсь, что этот метод сохранится среди учеников Нишио и других айкидок, потому что в результате мир Айкидо становится богаче. В настоящий момент, будучи представителем аттестационного комитета Швеции, я не могу себе позволить такой подход. Но иногда искренне скучаю по подобным экзаменам.

Что касается йондан, то в Айкидо Айкикай это последний уровень, на котором кто-то может вас как-то проверить. Все остальные степени получают в результате представления и рекомендаций. Поэтому я ожидаю, что на уровне йондан ученик может продемонстрировать ростки собственного айкидо. Это самое удивительное в нашем искусстве. Оно становится вашим собственным, и вы выражаете его в специфическом, присущем исключительно вам, ключе. Так и должно быть. Поэтому экзамен на йондан должен давать возможность исследовать то айкидо, которое ученик намеревается привнести в наш мир.

Ученик должен принять на себя ответственность за своё развитие в будущем. Отныне он будет предоставлен сам себе, возможно, человек продолжит тренироваться без наставника. Хотя, безусловно, он будет учиться у старших (а в идеале, и у младших). Поэтому для меня экзамен на йондан – это экзамен личности ученика. Технические способности надо было проверять на предыдущих этапах. Настало время увидеть зачатки мастерства.

Стефан Стенад

 

03-03-2016

Тут меня попросили плюнуть на экономику и воровство в РФ , а что-то про Айкидо сказать лучше, ну я и настукал на клавишах что-то . Прочтите.


Про Айкидо наверное. 


Недавно мне было предложено написать статью на свободную тему про Айкидо , но так в голову ничего путного и не пришло. Не писать же про пользу Айкидо. Но утром сегодня на гулянке с собакой как то сложились мысли, а вот сумею ли я их СЕЙЧАС собрать - вопрос. Сумею – оставлю текст, не сумею сотру.


Из 35 лет занятий Айкидо я 22 года занимался «брутальным» Айкидо Хомбу Додзе. До появления Эндо сихана. За первые 5 лет рядом с ним все Айкидо мое изменилось и по сути и технически. Теперь вот и 6 дан на грудь повешен, значит я что-то должен серьезное внутри нести, вот и разбираюсь, что нести. Расслабления и тонкие взаимодействия Эндо сихана заставили повернуть глаза к Ватанебе сихану с его чудесами. Не за чудесами, а за ПОНИМАНИЕМ. Я по профессии ФИЗИК ЭКСПЕРИМЕНТАТОР физфаковской ковки, на веру ни чего не принимать тоже вышколен там же , да и сам склонен все по полочкам раскладывать в мозгах.


И вот Ватанабе сихан. Сначала что-то видел в Хомбу – специально ходил смотреть на его тренировки. Потом поехал с кучкой моих учеников к нему в Берлин на месте в теле понять что и как. Мои телесные эксперименты с ним лично дали отрицательный результат, хотя народ кругом перся и в его руках крутился и млел. Первое прозрение было там же, когда сихан в течении 60 ти секунд сделал из новенького молодого что-то умеющего адепта Айкикай своего «подчиняющегося» Уке. Он просто показал, что НАДО реагировать ТАК – я издали рукой вроде выбиваю ногу и ты падай. Юнош чуточку поупирался, потом поддаваться стал и ……… сихан его похвали и….пошло поехало как надо. Всякое там было . И крутился народ, задрав руки в «восходящем потоке» чего-то истово задрав головы, и падали под его невидимым бичем и правильно и совсем не в тему, а старые адепты извивались и крутились как на Фестивалях и были понятные простые тренировки. Старшие 6-ые даны, серьезные люди и …. все же контакта не получилось. Трое уехали и трое остались навсегда уже с ЭТИМ. Потом ушел туда же еще один ученик , Позже я нашел видео, где он также извивался и следовал пассам схана Ватанабе. Попозже мы приватно беседовали с ушедшими учениками про КАК и ЧТО. Выяснил, что ТАКОЕ взаимодействие ДОБРОВОЛЬНОЕ СЛЕДОВАНИЕ, приятная игра и что из него можно свободно выйти, но не хочется, так уж хорошо в этом состоянии. Теперь после информации о Shintaido я лучше понимаю о чем это было , но тогда я ни фига не понял – ЗАЧЕМ . И объяснить мне не смогли. Теперь есть адепты , с которыми можно говорить на эту тему и мы еще поговорим, да и я уже знаю о чем мы можем говорить.
Но хронологически я просто тренировался, смотрел, изучал сиханов с мягким стилем, смотрел и пересматривал старые видео и Уэсибы и его учеников. Что-то пытался внедрять в себя и учеников, что-то придумывал сам. И идея мягкости пластичности все больше меня интересовала, даже более того, что предлагал Эндо сихан. 


И вот эта самая мягкость и пластичность, которая на мой взгляд, с таким натягом и трудом внедрялась в моих учеников и так вроде легко втекала в мое тело, заставила искать методы их расслабления. Туда же привела меня и тема Идеального Уке , бурно прошедшая на моей ленте в ФБ. Я попробовал найти ответы в стиле КИ Айкидо, поскольку там мне предложили помочь в этом. Стал общаться, смотреть , разговаривать, обмениваться мыслями. Глобальная идея Ки Айкидо - «объединения Сознания и Тела», конечно, меня интересовала и практика была хоть чуть-чуть, но знакома от Эндо сихана. Но Российские Айкидоки Ки Айкидо меня совсем не убедили, не помогли, но подвигли вернуться к этому самому Объединению, которое в нас пытались внедрять все сиханы Хомбу , призывая работать со своим Сэйка Танден, не очень распространяясь на эту тему. А мы на тренировках стали чаще делать «тесты» Ки Айкидо, хотя все «фокусы» из этой темы я вроде могу сделать и без пафосного упора на Ки вселенной.


И вот совсем днями, в ФБ появилась статья про «бесконтактный удар» сихана Жерара Блеза и что-то про Shintaido. Полез в Интернет на эту тему и вроде как все стало проясняться, видео я эти выложил в ФБ, кому интересно найдет в Ютубе легко. 
В Японии одни из учеников О Сенсея г-н Мичио Хичисуки в 60-ые создал новое направление «Объединения Сознания и Тела». Там была и Котодама, и Киай, и предельное расслабление ( что очень заметно зрительно ) и что-то там еще, в чем я не стал разбираться , поскольку с языками трудно. Все это крайне смахивало на секту и выглядело странно. Но многое объяснило в действиях сихана в теме бесконтактных взаимодействий. 


И вот теперь я не могу твердо сказать, что есть влияние Вселенской Ки, а что иное, но то, что во всем это масса психофизики для меня ясно как день. Добровольная подверженность влиянию воспитывается легко, особенно ежели адепт хочет этого! И далее все зрительные эффекты достигаются просто. На счет оздоровления в такой форме готов поверить великому сихану Ватанабе. А я еще подергаю моих знакомы на эту тему, расслабление в какой то форме возьму на вооружение.

17.02.2016  ИДЕАЛЬНЫЙ УКЕ!

Недавно эта тема долго продолжалась в обсуждении и вот статья. Пришла она от Игоря Захаревича с переводом на русский и я смог ее прочесть детально и без своих придумок из-за никакого английского. Уверен она понравится всем Айкидокам. Все слова и идеи понятны , остается всем нам за малым - добиться этого. И это сделать трудно. Легче, если в группе есть молодые и очень увлеченные люди. Пусть у вас таких будет побольше:))

 

Идеальный уке ( на фото Патрик ассистирует в качестве уке Шарон )Однажды, занимаясь Айкидо, я решил, что должен стать идеальным уке. Сейчас я все еще далек от своей цели (слишком далек), но эта мысль полностью изменила мой подход к тренировкам и, я думаю, что изменила к лучшему. Но возникает вопрос: Что такое «идеальный уке»? И что вообще значит «быть уке»? Формально уке – это человек, который играет роль нападающего в приеме. Именно своим нападением он инициирует действия в виде исполнения техники от партнера, и участвует в этом исполнении. Действия уке называют «укеми». Хорошее укеми позволяет уке не получить травму во время совершения техники его партнером. Эти навыки уже сами по себе очень ценятся сиханом при обучении. Вы, наверняка, слышали о Тамура Сэнсее, который был одним из любимых уке О'Сансея, а также об уке, признанных в последнее время на западе, например, Донован Уайт (Donovan Waite), Питер ван Марк (Peter Van Marcke), Ву Ха (Vu Ha), Тод Мартин (Tod Martin), Джэйм Кан (Jaime Khan), Майк Джоунс (Mike Jones), Стефани Кук (Stephanie Cook), Сэм Тэйлер (Sam Taitel) и многие другие.На своем последнем семинаре Сенсей Брюс Букмэн (из Сиэттла, США) говорил, что смысл уке заключается в умении принимать. Я спросил его, что такое «идеальный уке», и он ответил, что уке должен быть универсальным. Хороший уке , защищаясь, реагирует на действия партнера открыто и естественно, стараясь сохранить связь между партнерами. Другими словами, уке остается в безопасности именно благодаря тому, что он ведет себя открыто, естественно и сохраняет связь.Когда я решил стать лучшим уке, я начал размышлять о своих физических возможностях. Я старался избегать жестких, громких падений (которые мне было проще делать, так как я не умел по-другому) и все больше старался быть естественным и сохранять связь. Был ряд ошибок, которые я хотел исправить в своем укеми любой ценой. Я добился цели во время своих занятий, но есть людьми, которые до сих пор совершают эти ошибки, хотя такое видение укеми не приемлемо. Вот неполный перечень действительно важных аспектов, на которые стоит обратить внимание:Во-первых, вы должны вести себя, как нормальный живой человек. В начале занятий лучший способ сделать укеми для меня был как можно скорее улечься на татами, в итоге мой партнер не чувствовал связи. Только через какое-то время я понял, что нужно уделять больше времени партнеру, сопровождая его движения. Другая крайность – это сопротивляться любой ценой и не давать партнеру сделать прием. Причиной этому может быть страх, недавняя травма, ощущение превосходства над наге, попытка «научить» чему-нибудь наге, плохое настроение из-за того, что день не удался, или, в конце концов, из-за того, что вы просто напросто плохой человек. Я понял, что нужно стараться сопровождать своего партнера, когда он дает вам связь. Это означает, что если партнер не выводит меня из равновесия, я не падаю, и я, конечно, стараюсь вставать, если партнер дает мне такой шанс. Я также стараюсь быть открытым, чтобы чувствовать партнера, когда он делает технику. Это привело меня ко второму пункту.Быть естественным во время укеми. Я стараюсь не предугадывать направление движений наге лишь по той причине, что техника была продемонстрирована определенным образом. От наге требуется настолько, насколько это возможно, сделать технику так, как показал инструктор, я же, как уке, должен быть универсальным и способным принять любые действия, которые совершает наге. Я думаю, что Осава Сенсей и Шибата Сенсей показывают разные техники во время семинара не для того, чтобы ввести учеников в заблуждение, а чтоб уке оставался естественным. Во время демонстрации, когда инструктор вызывает уке, то при первой атаке уке, конечно, не знает, какую технику будет делать наге. Но начиная со второй атаки, уке уже понятно, как нужно следовать за инструктором. Это не получается делать в случае с Осава Сенсеем. Он все время меняет техники, таким образом, я думаю, что уке приходится быть готовым к этому и правильно реагировать, потому что каждая атака – начало новой техники. Уке не знаешь, что его ждет. В тот момент, когда мы стараемся просчитать следующее движение наге, мы теряем способность правильно реагировать на действия наге. Мы теряем ествественность нашего укеми.Я считаю, что это очень важный аспект укеми. Раньше на своих повседневных занятиях Сугано Сенсей обучал двум или трем разным входам или техникам от одной и той же атаки. Он настаивал, чтобы мы делали эти техники в случайной последовательности, чтобы помогать уке учиться быть внимательным и отзывчивым. Невозможно заранее подготовить себя к очередному падению, если вы не знаете, что именно будет делать наге дальше. Если вы это делаете, то это рано или поздно приведет к травме. Это не разумно. Это не удобно. И это самое важное, как мне кажется.Уважайте наге. Наге тоже учится. Если вы хотите помочь наге вырасти в технике, вам придется забыть о собственном эго на весь процесс обучения. Способ обучения путем сопротивления партнеру, даже если он и кажется нам правильным, скорее всего, является просто выражением нашего эго, а не способом помочь наге. Уке, который сопровождает движение партнера только в том случае, если считает, что наге делает технику правильно, на самом деле оценивает технику только в своем уме, чем и делает медвежью услугу наге. Такой подход позволен только для сихана или инструктора, который преподает в додзе, где вы занимаетесь. Вы не должны так поступать, когда являетесь уке. Правда, существуют исключения, например, когда вы занимаетесь с новичком. Но даже в этом случае, я вдвойне внимателен к своему поведению, чтобы не допускать этой ошибки. Этому не должно быть места. Сопротивляться легко, когда мы знаем технику.Будьте свободными. Мне кажется, это конечная цель для уке. Уке должен быть свободен от страха, своего эго, не зависеть от настроения, которое создалось в течение дня, от посторонних мыслей и т.д. Нужно достигнуть единения со вселенной. Это не просто, и все чаще вместо «нет», я говорю себе «Ммм, может быть лет через 10…»В разговоре Вукмэн Сенсей как-то отметил, что укеми может иметь разные цели, которые зависят от того, для кого и когда мы делаем укеми: «Во время демонстрации укеми перед учениками мы стараемся донести до них то, что хочет сказать наге. На практике мы стараемся быть честными с наге, служим ориентиром для партнера, чтобы он понимал, насколько у него получается техника.» Он также высказал важную мысль об отсутствии конкуренции в Айкидо. Он сказал: «во время занятий уке контролирует, какое давление он должен давать наге, чтобы тот продолжал развивать в себе скорость координации и кокю. Нахождения границы между сопротивлением технике и податливостью – очень тонкий процесс. До тех пор, пока мы не способны понять, правильно ли мы делаем технику, и пока нам нужно указание на наши слабые места – существует взаимная зависимость уке и наге с целью сделать занятия полезными для обоих.» Итак, этот путь труден, извилист и длинен. Я старею и уже не могу следовать за наге также быстро, как мог, когда начинал занятия и понятия не имел как и по какой причине я должен следовать за наге. Чтобы стать идеальным уке, я не вижу другого выбора, кроме как работать по принципами, сформулированным выше. Я думаю, что только занятия могут сделать вас идеальным уке. Но это должны быть хорошие, сосредоточенные занятия, как говорил Сугано Сенсей. Искренние занятия.

 

 

Школа Айкидо в Москве на Шаболовской

"Московский Айкиклуб - Рюсуйкан"

8(926)217-1164,  и 8(495)422-9721      с 10 до 18   sfox@yandex.ru 

А вот теперь Вы на второй странице моего сайта - "Обо всем". Действительно, здесь буквально обо всем на свете и об Айкидо, конечно. Эта страница моих свободных размышлений на сегодня. Здесь я ограничиваю себя только рамками приличия. Новости, больные вопросы, мое изумление или расстройства, негодование или радость, все тут есть.

TopList