"Обо всем" Школа Айкидо Айкикай на Шаболовской
                        начало | содержание | aikido aikikai |  ЯПОНИЯ

моя Акита

Наш Клубный форум только для Рюсуйкан и филиалов 

Видео канал Клуба на Ютуб  400 с лишним видео и пополняется через день.

 (https://www.youtube.com/channel/UCZPUrtqeaBL_Hyuh6XBBGww?view_as=subscriber)

Вступительная анкета члена  МФАА

Сегодня 05 января 2018 г пятница наш зал работает по обычному расписанию и мы тоже!!!

 

11-11-2017

https://youtu.be/JpFW_9kRybE

08-11-2017  Последнее видео с кейко Шаболовки от 06-11-2017

https://youtu.be/UkR1Rgn9MJ0

31-10-2017

Все странности Японии, от которых волосы дыбом встают

http://matveychev-oleg.livejournal.com/3967263.html

 

1. В Японии на день святого Валентина проявляют симпатию и дарят подарки девушки. Не расскажу с чем связана эта традиция, но сегодня она выполняет важную социальную функцию: позволяет девочкам сказать “да” не дожидаясь, пока японский мужчина наберётся смелости к ней подступиться.

2. В Японии дешёвая рыба и мясо, но очень дорогие фрукты. Одно яблоко стоит два доллара, связка бананов пять. Самый дорогой фрукт дыня, сорт типа нашей “торпеды” обойдётся в Токио в двести долларов.

3. В Японии п*рнография продаётся абсолютно везде. В каждом комбини (продуктовом магазине), на стойке с прессой обязательно есть отдельная полка с хентаем. В маленьких книжных магазинах хентай составляет треть всего ассортимента, в больших книжных под п*рнографию отводится 2-3 этажа.

4. Хентай разрешено свободно продавать несовершеннолетним.

5. Два самых популярных поджанра хентая — это насилие и секс с несовершеннолетними.

6. Обернув в обложку, хентай спокойно читают в метро.

7. В Японском метро и JR есть вагоны только для женщин. Их присоединяют по утрам, чтобы в час пик никто не домогался девушек. Японцы вуайеристы, а ощупывание девочек в набитых поездах — что-то вроде национального спорта.

8. При этом в Японии один из самых низких процентов изнасилований в мире. В пять раз меньше чем в России. Мне показалось важным это отметить, после всего что я выше рассказал.


9. Большинство японских иероглифов состоят из 2-4 слогов, но есть удивительные исключения. Например иероглиф 砉 читается как “ханэтокаватогаханареруото”, это тринадцать слогов! Описывает звук, издаваемый при отделении плоти от кости.

10. Вопрос чести по-прежнему играет в Японии центральную роль, даже в политике. Последний премьер министр Юкио Хатояма подал в отставку после того, как не смог выполнить предвыборное обещание (sic!). Двое его предшественников тоже.

11. Япония маленькая страна, но здесь много всего самого большого. Здесь находится самый дорогостоящий парк развлечений в мире Disney Sea, четыре из десяти самых высоких американских горок. В Токио самая развитая система метро в мире, находится самый большой железнодорожный хаб и самый большой смешаный пешеходный перекрёсток.


12. В Японии снеговиков принято лепить строго из двух шаров, а не трёх, как в остальном мире. И тут японцы отличились.

13. Полковник Сандерс один из главных символов рождества в Японии, как Кока-Кола в США. В сочельник японцы любят всей семьёй сходить в KFC и съесть большую порцию куриных крылышек.

14. В Японии до сих пор 30% свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин お見合い (омиаи).

15. Во всех северных городах Японии, где зимой выпадает снег, подогреваются тротуары и улицы. Гололёда не бывает, и снег убирать не надо. Очень удобно!

16. При этом в Японии нет центрального отопления. Каждый обогревает квартиру как может.

17. В японском языке есть слово 過労死 (Кароши), означающее “смерть от переутруждения”. В среднем каждый год с этим диагнозом умирает десять тысячь человек. Режиссёр студии “Гибли” Ёсифуми Кондо, автор моего любимого the whisper of the heart умер с этим диагнозом.

18. В Японии один из самых либеральных табачных законов. Курить можно везде, кроме железнодорожных платформ и аэропортов.

19. Япония — последняя страна в мире, формально сохранившая титул Империи.

20. Японская императорская династия никогда не прерывалась. Правящий сегодня император Акихито — прямой потомок первого императора Дзимму, основавшего Японию в 711 году до нашей эры.

21. В этом году Японии исполнилось 2671 год.

22. Японцы постоянно говорят о еде, а когда они едят, то обсуждают как им нравится угощение. Поужинать, не произнеся несколько раз “oishii” (вкусно) очень невежливо.

23. Вообще, японцы любят повторения. Когда это делают девочки, это считается кавайным.

24. В японском языке одновременно используется три вида письма: Хирагана (слоговая система для записи японских слов), Катакана (слоговая система для записи заимствованных слов) и Канджи (иероглифическое письмо). С ума сводит, да.

25. В Японии нет гастарбайтеров. Это достигнуто простым законом: минимальная зарплата, на которую разрешено нанимать иностранного рабочего в Японии превышает средний оклад труда японца. Таким образом, для высокооплачиваемых специалистов путь в страну остаётся открытым, а неквалифицированный приезжий труд не дэмпингует зарплату местных жителей. Соломоново решение.

26. Больше половины железных дорог в Японии частные. Негосударственные перевозчики отвечают за 68% всего железнодорожного сообщения страны.

27. Хирохито никогда не был отстранён от власти, после войны он возглавил реформацию и проправил до 1989 года. День рождения Хирохито национальный праздник и отмечается каждое 29 апреля.

28. Гора Фуджи находится в частном владении. В синтаистском храме Хонгю Сенген сохранилась дарственная от 1609 года, которой Сёгун передал гору во владение храму. В 1974 году подлинность дарственной подтвердил верховный суд Японии, после чего не имел другого выхода, как передать гору в собственность храму. Потому что право собственности в Японии незыблемо.

29. Японский язык состоит из нескольких уровней вежливости: разговорный, почтительный, вежливый и очень вежливый. Женщины практически всегда говорят на почтительной форме языка, мужчины на разговорной.

30. Семь процентов мужского населения японии — Хиккикомори. Семь!!!

31. В японском языке у месяцев нет названий, вместо этого они обозначаются порядковыми номерами. Например сентябрь это 九月 (кугацу), что означает “девятый месяц”.

32. До того, как Япония открылась западу, единственным словом для описания романтической симпатии было слово 恋 (кои), буквально означающее “непреодолимое влечение к чему-то недостижимому”.

33. Япония моноэтническая страна, 98.4% всего населения составляют этнические японцы.

34. В Японии заключённые не имеют права голосовать на выборах.

35. В Японии едят дельфинов. Из них делают суп, готовят кусияки (японский шашлык), даже едят сырым. У дельфина довольно вкусное мясо, с ярковыраженным вкусом и совершенно непохожее на рыбу.

36. В Японском языке практически нет личных местоимений, а те слова, которые иногда используются как местоимения, имеют ещё хотя бы одно значение. В русском, например, местоимение «я» не значит ничего, кроме «я», а в японском 私 (ваташи, я) означает ещё и «частный, личный»; 貴方 (аната, вы) — «мой господин». Использовать “аната” вежливо только при первом знакомстве, затем к собеседнику принято обращаться по имени либо по должности.

37. Токио самый безопасный мегаполис в мире. В Токио настолько безопасно, что шестилетние дети самостоятельно пользуются общественным транспортом. Это фантастика на самом деле.

38. Внешний мир японцы считают очень опасным и боятся путешествовать. Так знакомая японка однажды спросила меня, не слишком ли опасно ей будет одной остановиться в районе Кенсингтонских Садов в Лондоне. Самой опасной страной они считают США.

39. Девятая статья японской конституции запрещает стране иметь свою армию и участвовать в войнах.

40. В Японии учебный год начинается первого апреля и разделён на триместры. Школьники учатся с апреля по июль, затем сентября по декабрь и с января по март.

41. В Японии нет мусорных баков, так как весь мусор перерабатывается. Отходы делятся на четыре вида: стекло, сжигаемый, перерабатываемый и не сжигаемый мусор. Каждый тип отходов вывозят в определённый день и выбрасывать его можно только по строго отведённым числам. За нарушение процедуры большой штраф, в моём доме это сто тысяч йен (где-то тысяча долларов).

42. На улицах урн так же совсем нет, только специальные баки для сбора бутылок. Показательный пример того, что чисто там, где не гадят.

43. В Японии очень низкие пенсии. Максимальная социальная выплата бедствующим старикам составляет 30 000 йен, это где-то триста долларов. Обязательного пенсионного страхования так же нет, предполагается, что каждый японец сам должен позаботиться о своей старости.

44. Годзила (по-японски Годзира) не случайное название. Это портмонто слов “Горилла” и “Кудзира” (кит). Можно только догадываться, как они так скрещивались, что получилась рептилия.

45. В Японии очень дорогой транспорт, самый дешёвый билет на метро обойдётся в 140 йен (50 рублей).

46. В Японии всегда первыми обслуживают мужчин. В ресторане мужчина первый оставляет заказ, и ему первому приносят напиток. В магазинах всегда сначала здороваются с мужчиной.

47. Японцы водят большие машины. Сити кары невозможно встретить даже в тесном Токио, зато джипов очень много.

48. За всё время в Японии я не видел ни одного туалета без подогрева стулчака и с меньшим чем 10 количеством кнопок. А недавно обнаружил, что у меня дома туалет умеет издавать звук текущей воды, чтобы скрыть, мм, собственные звуки.

49. В Японии все знают, что Hello Kitty родом из Англии.

50. В Японии категорически не приняты чаевые. Считается, что пока клиент платит за услугу назначенную цену, он остаётся с продавцом на равных. Если же покупатель пытается оставить лишние деньги, он тем самым обесценивает предоставляемую ему услугу/товар, снизводя равный обмен до подачки.

51. За год жизни в Японии я ни разу не столкнулся с проявлениями расизма против себя. По-моему, это очень круто.

52. Япония лучшая страна на свете.

53. На японском MTV идёт популярный сериал Usavich, мультфильм про двух зайцев, Путина и Кириенко, пытающихся выжить в полицейском государстве.

54. Возраст согласия в Японии — 13 лет.

55. Япония в три раза больше Англии. Площадь Японии 374 744 км², Англии 130 410 км км².

56. Японию часто приводят в пример в качестве перенаселённой страны. На самом деле плотность населения Японии всего 360 человек на квадратный километр. Это меньше чем в Англии, где на квадратный километр приходится 383 человека.

57. В японском языке слова “неправильный” и “отличающийся” обозначаются одним и тем же словом 違う (чигау).

58. В Японии прижились вещи, которые двадцать лет назад казались будущим, а сегодня оставляют странное ретрофутуристичное впечатление. Автоматические двери в такси, автоматы, в которых продаётся всё, от фруктов, до супов, до ношеных трусов. Поезда фантастической формы и смешная мода. Всё это очень круто.

59. Японское слово 御来光 (горайко), описывает восход, наблюдаемый с горы Фуджи. В Японском много ёмких слов.

60. Гитлер восхищался целостностью японской нации и называл их “почётными арийцами”. В Южной Африке времён апартеида японцы единственные не были поражены в правах, так как их считали “почётными белыми”.

61. В Японские телефоны встроена система экстренного оповещения нации. Когда происходит какой-то катаклизм, во всех телефонах срабатывает громкий звуковой сигнал (даже если звук был отключён) и появляется сообщение, поясняющее что произошло и как себя вести.

62. В Японии не бывает мародёрства. Если ввести в гугл “looting in japan”, то можно найти только десятки тысяч удивлённых иностранцев, которые не могут понять, почему в Японии не грабят пустые дома.

63. Японцы почти не говорят на английском, но используют фантастическое количество англицизмов. Алекс Кейс попытался составить список, насчитал более 5000 слов и ему надоело продолжать (Части 1, 2, 3, 4, 5, 6) При этом японское произношение их настолько искажает, что можно не надеяться их понять, или что поймут вас, если вы произнесёте слово с оригинальным акцентом. 64. Мало кто знает, что слова “вата”, “минтай” и “иваси” заимствованы из японского. Про “цунами” и “тайфун”, думаю, знают все.

65. В японском тоже есть заимствования из русского. Слова イクラ “икура; икра” и ノルマ “норума; норма”. Ещё есть смешное выражение “ヴ・ナロード” “ву народо; в народ”, оно досталось от Александра II.

66. В Японии существует смертная казнь. В прошлом году в Японии было казнено восемь преступников. На последних двух казнях присутствовал министр юстиции Японии.

67. В Японии самый низкий уровень убийств и самый низкий уровень насильственных преступлений на 100 тыс. населения среди всех анализируемых стран. Здесь самая высокая средняя продолжительность жизни в мире.

68. В Токио находится один из крупнейших гей-районов в мире Шинджуку-Ни-Чёме. Там самая большая концентрация гей-баров в мире.

69. Японские и китайские иероглифы это одно и то же. Есть региональные различия: в китайском иероглифов больше и в упрощённом виде они пишутся иначе. Но зная японский, можно понимать общий смысл китайских вывесок.

70. Вместо подписи в Японии ставят специальную именную печать ханко. Такая печать есть у каждого японца и ей пользуются много-много раз в день. Ещё её можно купить в любом магазине.

71. Япония единственная в мире страна, где критерием опоздания поезда считается минутный рубеж.

72. В Японии считается невежливым открывать подарок в присутствии дарителя. За него благодарят, после чего откладывают, чтобы открыть наедине.

73. Японцы считают, что человек должен уметь прятать страдание за улыбкой. Есть даже поговорка 顔で笑って心で泣く (Као де варатте кокоро де наку; улыбайся, пока страдаешь внутри).

74. Японцы нация очень увлекающихся людей. Если они что-то делают, то стремятся к полной аутентичности. Так, во всех французских булочных японские надписи дублируется на французском. В итальянской желатерии мороженое будет подписано на итальянском, а в испанском ресторане будет меню на испанском. На английском, при этом, не будет ничего. Иногда кажется, что для них это просто “ещё один европейский язык”. Интересные посты

75. В Японии строго блюдётся право собственности, поэтому здесь существуют десятки компаний с более чем тысячелетней историей. Например гостиница Хоши Рьёкан непрерывно функционирует с 718 года. Ей управляет одна и та же семья уже на протяжении 46 поколений (sic!).

76. Тануки — своенравные японские звери-оборотни, приносящие счастье и благополучие. Их яйца — традиционный символ удачи. У канонического самого счастливого тануки площадь яиц должна равнятся 8 татами, это 12 метров. В случае беды, они ими несут возмездие. У студии Гибли есть про них замечательный мультик Пом Поко, посмотрите.

77. Две трети Японии покрыто лесами. В Японии запрещена коммерческая вырубка собственного леса, зато она потребляет 40% всей древесины, которую добывают в тропических лесах.

78. На протяжение 10 лет, с 1992 по 2002 года, Япония была крупнейшим донором международной помощи в мире. Это к слову всем, кто сейчас злорадствует над японской бедой.

79. Когда кондуктор входит в очередной вагон скоростного поезда, он обязательно снимает головной убор и кланяется, и только затем начинает проверять билеты.

80. В Японии удался третий путь, который мы давно ищем и никак не найдём. Здесь уникальная организация общества: с одной стороны совершенно западное правовое государство, с другой самобытная культура, которая живёт не только традициями, но постоянно эволюционирует.

Не понимаю, почему в России никто не изучает японский опыт.

 

 

27-10-2017

Вчера прошел через руки хирурга стоматолога и какого то сердитого. Первый раз из платной клиники ушел с болью и смутными разъяснениями как пользовать вписанные таблетки:))

Но зато утром до обеда завершил компонову нового кейко от 25 , хотя в титрах написал от 26:))

вот это видео      https://youtu.be/XMisJdTu0ho

26-10-2017

Последние видео записи наших тренировок на Видео канале Клуба

https://youtu.be/25CK-WR_884

https://youtu.be/_M-TY1OZw_o

https://youtu.be/_BudVtburhg

https://youtu.be/SbZ4cFkn1bo

https://youtu.be/05CoiTf8wJA

https://youtu.be/dYl4pUXfE8o

https://youtu.be/zOvgdnYfxsQ

и так далее назад по времени.....

28-06-20-17 

23-17

Оля Дикарева успешно сдала экзамен на 3 дан ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

Общее фото не сделали, но присутствовали почти все кто на нижнем,

1 июня - ЛЕТО НАЧАЛОСЬ!

И вчера мы потренировались и я принимал экзамены. Ниже фото завершения. Лариса успешно сдала на 3 дан! Искренне поздравляю! Еще четверо сдали на 2 и 3 кю. У каждого проделана большущая работа, за это можно уважать. Поздравляю их тоже!

 

 

01-06-2016 09-52

Стефан Стенад, 7 дан Айкидо Айкикай, шихан, президент шведской федерации будо, размышляет над такой проблемой как аттестация в айкидо. Ну и мы вместе с ним.

В айкидо нельзя завоевать медали, поскольку мы не проводим соревнования. Но есть некоторые показатели уровня мастерства. Степени кю/дан.

В идеале, эти степени не должны использоваться для сравнения одного айкидоки с другим. То есть, аттестация в айкидо – ничто иное как признание того, насколько далеко айкидока продвинулся по своему собственному пути, в соответствии с индивидуальными особенностями и своей личной историей. Однако реальность такова, что в степенях кю/дан заложено некоторое зерно относительной крутизны. Убрать это индикатор уровня из семантики – и степени потеряют всякую ценность для большинства практикующих. Всё это очень сложно.

Моё отношение к степеням всегда было двояким. Они как будто возвращают вас в школу, где оценки используются как мерило конформности ученика. Как будто обучение не есть награда сама по себе. Также и в Айкидо. Мы же изучаем его не для степеней, а ради удовольствия, получаемого от практики.

Поэтому в начале своей карьеры меня устраивала традиция Айкидо, в соответствии с которой все степени кю носили исключительно белый пояс,  а все даны – чёрный. Я даже на пару лет дольше проносил белый пояс, проигнорировав необходимость купить чёрный. Когда меня спрашивали, в чём дело, я давал следующее объяснение: Если вы хоть чуть-чуть понимаете в Айкидо, то всё равно можете оценить уровень партнёра. Если вы ничего не понимаете в Айкидо, степень всё равно ничего не скажет.

Позже я узнал, что Тамура-сенсей, один из самых известных мастеров Айкидо, и вовсе не носил чёрного пояса, несмотря на свой 8й дан (и отказ принять 9й). Когда я спросил его об этом, то услышал в ответ:

“Это всего лишь пояс”.

И всё же, через несколько лет без чёрного пояса, я начал его носить. Из соображений пиара. Новички, приходящие в додзё, более склонны остаться, если видят, что инструктор перевязан чёрной ленточкой.

Похожие мысли посещали меня в связи с аттестацией учеников в нашем додзё. Можно было и вовсе отказаться от аттестаций, но тогда мы бы сделали их этакими Робинзонами Крузо в мире Айкидо. Я не хотел, чтобы ученики как одержимые бежали за степенями, но заявить о полном отказе от аттестации – не менее одержимая по своей сути идея. Ведь в таком случае фишкой нашего додзё стал бы радикальный отказ от степеней. Это глупо.

Поэтому, хоть моё отношение к проблеме и двояко, мы проводим аттестации на степени кю и дан, стараясь сохранить соответствие между темпом в аттестациях ученика и его ростом как айкидоки. Это, конечно, не высшая алгебра, но и не рецепт яичницы.

Что касается степеней кю, тут всё достаточно просто. Люди должны изучать техники. На каждом уровне их всё больше, а качество исполнения выше. В шведской аттестационной программе 6 степеней кю (большинство организаций довольствуются пятью). Если ученики часто посещают тренировки и хорошо тренируются, то они получают новую степень в среднем раз в полгода. Другими словами, до 1 кю они идут 3 года. На практике, большинству необходимо 4-5 лет на дорогу.

Между 1 кю и 1 даном необходим минимально разумный интервал в 1 год. Большинство учеников это устраивает, поскольку перед экзаменом на чёрный пояс принято испытывать трепет. Если кто-то слишком спешит получить чёрный пояс и отказывается практиковать целый год, то годовая тренировка терпения – это то, что особенно необходимо подобным людям.

В Швеции существует стандартный период, за который новичок достигает уровня шодан. Это касается не только Айкидо, но и почти всех других видов Будо. Один мой друг, по совместительству большой человек в шведском дзю-дзюцу, как-то сказал, что обычный ученик должен доходить до уровня шодан за пять лет при обычной тренировочной нагрузке. Особенно одарённые ученики в условиях нормальных тренировок могут управиться за четыре года. Также как и средней одарённости люди, занимающиеся интенсивно. Талантливые и способные выдержать интенсивные тренировки могут добраться до шодан за три года, но это случается крайне редко. И, в любом случае, три года – это минимум.

Сугано-сенсей как-то сказал, что с учениками, которых переполняла энергия, он заключал своего рода соглашения. Они договаривались о программе подготовки на шодан сроком на три года. Но часто случалось так, что по мере приближения срока сдачи, случался ещё один разговор, на котором Сугано-сенсей интересовался, не хочет ли ученик отложить экзамен на шодан. И большинство с облегчением соглашались. В любом случае, в сухом остатке оставалось стремление достичь цели, повышенная мотивация и конкретная задача.

Когда я начал изучать Айкидо в начале 1970-х, чёрные пояса были настолько редки, что смена цвета казалась событием очень значимым. И когда люди достигали этой ступени, они теряли мотивацию к дальнейшим тренировкам, дальнейшая аттестация в Айкидо их не интересовала. Было похоже, будто они покорили пик, и уже ничто не могло соблазнить их на дальнейшие свершения.

Это происходит и в наши дни, но уже намного реже, поскольку вокруг столько народу с чёрными поясами, и у многих уже давно не первый дан. Чёрный пояс потерял часть своего шарма и таинственности, но я считаю, это хорошо. В конце-концов, шодан – это всего лишь “первый уровень”. Начало пути.

Может показаться, что я сноб. Как будто долгие годы тяжёлых тренировок до шодан ничего не значат. Честно говоря, большинство людей тренируются с большей отдачей, пока у них нет степени “дан” (муданся), чем когда они получают младший дан (юданся). Нельзя сказать, что многие уходят, но очень многие расслабляются и относятся к тренировкам с прохладцей, как будто всё самое сложное позади.

Что касается степеней после шодан, я считаю, что в большинстве организаций работают следующие правила: два года до нидан, три до сандан, четыре до йондан. При условии обычного уровня одарённости и обычного темпа тренировок. Это же применимо и к данам, присваиваемым по рекомендации: минимум пять лет до годан и шесть лет до рокудан. На этапе 7 дана происходит резкая смена темпа: 12 лет минимум. И потом 15 до 8го. Минимум. Без учёта многочисленных нюансов.

Когда я был молод, то верил в миф  о том, что разница между шодан и нидан такая же огромная, как между новичком и шодан. И что для последующих данов это аналогично. Что якобы каждый следующий дан удваивал уровень мастерства. Это не так.

Конечно, ожидается значительный рост в уровне. Но этот рост намного менее заметный, чем колоссальная, бросающаяся в глаза разница между 6 кю и 1 даном. Именно в начале пути ученики борются с, казалось бы, непреодолимыми трудностями. Их тела как будто неспособны выполнять технические элементы, а сознание кажется отказывается оценить сложность техник. Тяжкий путь с первого дня тренировок и до экзамена на шодан требует упорства. Или ты остаёшься и справляешься с трудностями, или уходишь. Большинство уходят.

Поэтому на самом деле к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующе уважение к их достижениям.

В других стилях Будо степени кю отмечаются разноцветными поясами. Всё вместе вызывает у меня в голове образ радуги. И хотя я лично – сторонник того принципа, что в Айкидо дОлжно носить белый пояс, пока не пришло время сменить его на чёрный, возможно, большинство представителей нашего общества будут более мотивированы, если бы могли периодически сменить один цветной пояс на другой, более модный.

Самое значительное событие в жизни айкидоки – это когда, наконец, позволяют одеть хакама. В разных организациях это допускается на разных уровнях. Где-то это шодан. В Швеции это 3 кю. В Хомбу-додзё  это было обязательно с первого дня тренировки, но из-за послевоенной нищеты позволялось отложить покупку хакама до шодан. Изначально ношение хакама не имело никакого отношения к уровню мастерства.

Когда я начал заниматься Айкидо, ношение хакама не зависело от степени. Нам просто говорили, когда можно начать носить хакама (если к этому времени ученик не обзаводился ею по личной инициативе). Наш тогдашний учитель, Ичимура-сенсей, потребовал, чтобы я одел хакама до окончания первого года тренировок. Конечно, поначалу я часто спотыкался и падал.

И хотя шведский стандарт – 3 кю, в нашем додзё мы позволяем носить хакама ученикам с 4го кю. Это связано с тем, что ношение хакама помогает выстроить правильную осанку, а также получить нужное ощущение плавных, округлых движений. Если заставлять учеников ждать нетипично долго, вы рискуете получить айкидок с техническими изъянами, от которых не так-то просто избавиться.

Мой друг, Урбан Альденклинт, выдающийся мастер Айкидо и наставник одного из додзё в Швеции, прямо заявил, что я слишком требователен к нашим ученикам уровня 4 кю. Что эти требования больше подошли бы 3 кю. Возможно, он прав.

Я думаю, единственное действительно значимое соображение в вопросах ношения хакама – это безопасность ученика. Ученик должен иметь адекватные навыки в укеми. Ношение хакама до освоения укеми может быть травмоопасно. Я думаю, для большинства учеников, это означает уровень средних кю.

У меня есть некоторые базовые представления о том, что я хочу видеть на экзамене. Полагаю, я разделяю взгляды большинства инструкторов. Степень означает уже пройденный этап. Это не прыжки в высоту, где атлет пытается прыгнуть выше, чем его средний показатель на тренировке. Да, при таком подходе мы лишаемся известной доли драматизма и соревновательности во время аттестации. В самом благоприятном сценарии, аттестация должна быть церемонией, на которой ученики демонстрируют уже освоенные навыки и рост по сравнению с предыдущим экзаменом. Аттестация – скорее праздник, чем стресс-тест. Я говорю о благоприятном сценарии.

Что касается уке, то я предпочитаю, чтобы уке был того уровня, на который претендует тори. Для новичков это не столь важно, они могут сдавать экзамен в паре друг с другом, но это становится всё более существенным по мере роста кю. При экзаменах на дан я строго придерживаюсь этого правила. Если уке с подходящим уровнем отсутствует, то это должен быть или человек с уровнем на один выше, или с уровнем на один ниже. И только в отдельных случаях я допускаю отклонения от этого правила.

Я был свидетелем аттестаций, где для экзамена на шодан ассистировал йондан. Это означает, что уке решает, насколько классно (или нелепо) будет выглядеть тори. Если же уровень уке значительно ниже уровня тори, то аттестация получается крайне простой, потому что уке не хватает опыта. В любом случае, и то, и то – не оптимально. Лучше всего, если ассистент и экзаменующийся имеют примерно одинаковую степень.

Определить конкретные требования для каждого уровня кю и дан крайне затруднительно. Как правило всё сводится к сравнению учеников, оказавшихся на экзамене, а не оценке по абсолютной шкале. Поэтому если в начале экзамена кто-то великолепно выступил на 6 кю, значит для всех остальных ставки только что возросли. Это не идеальная система, но именно так всё и происходит на самом деле. В большинстве случаев.

Однако, что касается 6 кю (или какой именно кю принято считать младшим в данной системе). Вот как сформулировал подход аттестационной комиссии мой друг-инструктор по дзю-дзюцу: “Если он вообще двигается, я дам ему младший кю.” Дело в том, что это “ознакомительный экзамен”, чтобы дать ученику представление о том, как происходит этот полный стрессов и волнений ритуал. Если только ученик посещал занятия, у него должно хватить навыков, чтобы показать хоть что-то. Для меня не важно, знают ли они названия техник. Это придёт само собой, не стоит на этом зацикливаться.

Я отношусь к экзамену на 6 кю как к показателю того, насколько эффективна наша работа с новичками. Это более экзамен для младших инструкторов, чем для их учеников.

Поэтому 5 кю – это первый настоящий экзамен. На этом этапе ожидается уже некоторая доля уверенности. Я доволен, если человек различает омоте и ура версии приёмов. Это хороший индикатор прогресса в понимании принципов Айкидо.

На 4 кю я прежде всего обращаю внимание на укеми. Это связано с тем, что с этой степени в нашем додзё допускается ношение хакама (как было сказано выше). В других додзё на укеми могут не обращать внимания до 3 кю (по той же причине). Я бы также хотел, чтобы ученики на 4 кю могли показать некоторую скорость и текучесть, не только статику. Больше дзютай, меньше готай.

3 кю лично для меня представляет интерес в качестве экватора между младшим кю и шодан. Техники стоит исполнять с долей уверенности, как если бы ученик и в самом деле был способен справиться с нападающим, применяя репертуар Айкидо. Центрированность и понимание того, что происходит, крайне важны на этом этапе.

Я заметил, что ученики, которые смогли добраться до 3 кю исключительно за счёт своей одарённости (а в нашем обществе много по-настоящему талантливых людей), врезаются в стену на этом этапе обучения. Это стена из трудностей, с которыми менее талантливые столкнулись на своей первой тренировке. Многие ученики, которые излучают столько таланта, что учителя уже видят их в роли будущих супер-шиханов, бросают именно на этом этапе. Их шокирует осознание того, что и им тоже надо пахать. Во всякой дисциплине Будо ключом к мастерству является упорность и методичность. Этим качествам нет заменителя.

2 кю – это промежуточный этап, сам по себе не представляющий никакой ценности. Это технический уровень, необходимый для отдаления экзамена на шодан, и чтобы при этом ученику было, чем заняться. Людям на этом этапе по-прежнему нужна мотивация в виде цветной ленточки каждые полгода. Но помимо этого, никакого особого смысла во 2 кю нет. Да, ученик должен быть более продвинут, чем на своём 3 кю, этот прогресс должен быть заметен. В противном случае учитель должен пересмотреть программу тренировок для этого ученика (обычно в сторону роста количества увлекательных и воодушевляющих испытаний).

Для 1 кю я следую простому правилу: это экзамен на шодан минус бумажная волокита. Как только что получивший чёрный пояс ученик: он уже шодан, но ему ещё неловко, он ещё не свыкся с мыслью. Всем должно быть очевидно, что ученик справится с экзаменом на шодан, дело просто в очередной порции тренировочных часов. Всё идёт по плану и следующая станция уже появилась на горизонте.

И всё же я предпочитаю, чтобы ученики отзанимались ещё год, прежде чем подавать заявление на шодан. Такой объём тренировок только пойдёт на пользу и придаст уверенности в своих силах.

Уровень шодан – это тот уровень, на котором ученик должен показать знание всей тренировочной программы Айкидо: все техники тайдзюцу от всех базовых атак. Я не требую хорошего знания дзётори или тачидори, хотя было бы неплохо увидеть какое-то понимание этих разделов. Также меня не интересует понимание танинзугаке или даже футаридори. Какие-то вещи надо оставить на потом. Возможно, придётся показать тантодори, хотя на самом деле это один из самых сложных разделов Айкидо. Я прибегаю к тантодори исключительно для того, чтобы ученикам с 1 кю было чем себя занять в течение года ожиданий перед шодан.

В Японии шодан считается уровнем начинающего. Поскольку на островах достаточно мастеров с высокими степенями. Но во всём остальном мире люди со степенью шодан часто становятся инструкторами. Поэтому крайне важно, чтобы экзамен на шодан был одновременно и проверкой того, как человек относится к Айкидо. Должна быть некоторая зрелость характера.

Как правило, это проявляется в отношении к уке. Если тори относится пренебрежительно или жестоко к своему уке, стараясь любой ценой выполнить приём, возможно, в отношении к Айкидо что-то сильно испорчено. И это более важно, чем уровень технического мастерства. За время своей практики Айкидо я понял, что все мои знакомые шиханы из Японии придерживаются этой же точки зрения. Недопустимо, если кто-то демонстрирует превосходство своих техник Айкидо за счёт здоровья партнёра по тренировкам.

На уровне нидан ученик должен продемонстрировать значительный прогресс по сравнению с шодан. Это кажется самоочевидным, но после экзамена на шодан всегда есть риск стагнации и потери интереса к тренировкам, как если бы самое сложное испытание позади, а  впереди – приятная поездка на автопилоте и уровни за выслугу лет. Ученики должны продемонстрировать настрой на дальнейшее шлифование техник и углубление собственного понимания Айкидо. Можно сказать, что от них ожидается произвести впечатление опытного юданся, не растерявшего желание самосовершенствоваться.

На уровне нидан я проверяю понимание разделов дзётори и тачидори, хотя в последнее время я не столь часто спрашиваю техники из этих разделов. Но это мои личные педагогические предпочтения. Я ожидаю увидеть работу футаридори, как готай так и дзютай. Это требование появляется в экзамене на нидан, поэтому у юданся уровня шодан есть, чем занять себя в следующие два года после экзамена.

Айкидо – это танинзугаке, но на овладение этим разделом требуется время. Я не люблю наблюдать, как старшие кю и младшие даны мучаются с несколькими нападающими. Шансы на что-либо, кроме провала, минимальны. А это оставит неправильное впечатление. Я придерживаюсь простого правила: два нападающих на нидан, три на сандан, четыре на йондан. Этого достаточно. Что-либо иное может быть и поражает воображение стороннего наблюдателя, но не впечатляет меня как учителя.

Если подумать, я вообще не часто вижу хорошую работу в танинзугаке, независимо от уровня.

Сандан – это в некотором роде последняя степень базового Айкидо. Ученик должен продемонстрировать успешное владение всеми базовыми техниками даже при высокой скорости атак или от сложных видов нападения. При выполнении приёмов должна чувствоваться уверенность в том, что они делают. Уверенности должно быть намного больше, чем минимально необходимо для экзамена на этот уровень. Ученик должен демонстрировать хорошую центрированность, а техники должны выглядеть убедительно. В основе хорошего экзамена на сандан должен лежать образ айкидоки, который выбрал Айкидо как жизненный путь. Это тот человек, которого без всяких сомнений можно было бы назвать “айкидока”.

Во время экзамена я не проявляю придирчивого интереса к каждой технике. Предпочитаю “отпустить вожжи”, позволяя ученику самостоятельно выбирать техники, чтобы он расслабился и в комфортных условиях показал всё, на что способен. Можно сказать, я ожидаю шоу. Это особенно важно на йондан. Единственный случай, когда я могу попросить выполнить конкретную технику – это если я чувствую, что может быть провал в уверенности при исполнении того или иного приёма.

Смешно спрашивать на экзамене уровня сандан приёмы вроде кататедори иккё, омоте и ура, как будто кто-то всерьёз подозревает, что человек добрался до этого уровня, не овладев подобными вещами.

Я бы хотел обратить внимание на подход Нишио-сенсея к экзаменам на степени дан. Он позволял ученикам составить собственную программу выступления, ограничиваясь лишь командами “начали” и “закончили”. Многие попадали в эту ловушку кажущейся простоты. Однако такой подход давал возможность всесторонне оценить личность экзаменуемого. Амбициозные ученики слишком увлекались технически сложными и до конца не освоенными приёмами, и всякий недочёт в отношении к Айкидо моментально становился заметным. Я лично уяснил для себя, что этот подход ничуть не хуже более традиционного. И намного веселее.

Поэтому я надеюсь, что этот метод сохранится среди учеников Нишио и других айкидок, потому что в результате мир Айкидо становится богаче. В настоящий момент, будучи представителем аттестационного комитета Швеции, я не могу себе позволить такой подход. Но иногда искренне скучаю по подобным экзаменам.

Что касается йондан, то в Айкидо Айкикай это последний уровень, на котором кто-то может вас как-то проверить. Все остальные степени получают в результате представления и рекомендаций. Поэтому я ожидаю, что на уровне йондан ученик может продемонстрировать ростки собственного айкидо. Это самое удивительное в нашем искусстве. Оно становится вашим собственным, и вы выражаете его в специфическом, присущем исключительно вам, ключе. Так и должно быть. Поэтому экзамен на йондан должен давать возможность исследовать то айкидо, которое ученик намеревается привнести в наш мир.

Ученик должен принять на себя ответственность за своё развитие в будущем. Отныне он будет предоставлен сам себе, возможно, человек продолжит тренироваться без наставника. Хотя, безусловно, он будет учиться у старших (а в идеале, и у младших). Поэтому для меня экзамен на йондан – это экзамен личности ученика. Технические способности надо было проверять на предыдущих этапах. Настало время увидеть зачатки мастерства.

Стефан Стенад

 

 

 

Школа Айкидо в Москве на Шаболовской

"Московский Айкиклуб - Рюсуйкан"

8(926)217-1164,  и 8(495)422-9721      с 10 до 18   sfox@yandex.ru 

А вот теперь Вы на второй странице моего сайта - "Обо всем". Действительно, здесь буквально обо всем на свете и об Айкидо, конечно. Эта страница моих свободных размышлений на сегодня. Здесь я ограничиваю себя только рамками приличия. Новости, больные вопросы, мое изумление или расстройства, негодование или радость, все тут есть.

Rambler's Top100